25 лет независимости Украины

От железного занавеса —
к открытому миру

09 декабря, 2015

За 25 лет независимости Украины мир ощутимо изменился. Поколению 1990-х или 2000-х сложно себе представить закрытые границы, ядерный страх холодной войны или недоступность западной музыки. Украинцы учатся путешествовать и открывать мир — а с ним и самих себя.

   

   

Упавший на Европу после Второй мировой железный занавес разделил мир на две части. Начавшаяся вслед за этим холодная война не способствовала активному туризму в социалистическом лагере. В 1986 году для 170 млн жителей Союза (при общем населении в 276 млн) из больших и малых городов самыми частыми путешествиями были поездки на трамваях, метро, автобусах и троллейбусах.

 



 

Фраза “автомобиль - не роскошь, а средство передвижения” была красивой оберткой — на фоне тотального дефицита автомобилей 99% горожан использовали общественный транспорт каждый день. «Наши люди на такси в булочную не ездили» — классическая фраза из культовой Бриллиантовой руки говорит не столько о поездках, сколько о самом поколении, живущем на сломе культур. 

пасховер

Рассказывает Александр Пасховер,

автор рубрики “Момент в истории” на NV.ua


   

В 2005 году мой одноклассник вышел на свободу после 15-летнего пребывания в колонии за совершенное им двойное убийство в уличной драке. Вступился за женщину и в пылу конфликта… в общем, плохая история двадцатилетнего парня.

Когда он вернулся, я спросил его о первых впечатлениях на свободе. Он сказал, что чувствует себя, словно попал на другую планету.

В его памяти улицы Киева 1990 года - это разъезжающие по дорогам Жигули, Москвичи, Запорожцы, реже Волги. На фоне, как тогда говорили, «иномарки», фотографировались. Рома, мой одноклассник, не застал того времени, когда буквально за несколько лет улицы больших городов заполнились европейским секонд-хендом. Который опять-таки стало возможно массово завозить, потому что границы уже не были на замке.

Все не отечественные автомобили начали именоваться «иномарками», причем «не отечественные», Жигули и Волги, иномарками не считались. Потому что антоним иномарке - это не украинский, а весь советский автопром. Мечту о вишневой «девятке», на тот момент современной разновидности Жигулей, затмила мечта о любого цвета Опеле и Форде.

В 1990-х народный фольклор вынес остроту автомобильной тематики в анекдоты. Теперь львиная доля анекдотов была не о придурковатом Чапаеве или вездесущем Вовочке, отныне самые веселые истории - о ДТП с участием Запорожца и Мерседеса. Мерседес - обязательно шестисотый, Запорожец – неважно какой. В Мерседесе – «братки», бандиты, это их уровень. В Запорожце - старичок, пережиток социализма.

Мой любимый автоанекдот того времени:

- Ну, старик, ты попал, - говорят братки врезавшемуся в них водителю Запорожца – с тебя $20 тыс.

- Ой, ребята, таких денег с роду не видел, я старый, больной человек, хотя бы $15 тыс.

- Ладно, черт с тобой, тащи $15 тыс.

- Смилуйтесь, старуха совсем хворая, пенсии нет, сбережений нет. Возьмите хотя бы $10 тыс.

- Хорошо. Но тогда прямо сейчас неси свои $10 тыс.

- Ребята, откуда же у меня прямо сейчас такие деньги? Если потерпите недельку, готов сойтись на $5 тыс. Ну, а если прямо сейчас, то есть $2 тыс., но все равно нужно три дня подождать, и тогда, может быть, соберу $1 тыс.

- Старик, ты нас задолбал, мы тебя сейчас просто здесь грохнем.

- Ребята, за что? Вы шо, не видите, я же потихоньку рассчитываюсь…

Шутки шутками, но на начальном этапе развития авторынка, когда бизнес по перегону машин «оттуда сюда» стал очень прибыльным, криминал вышел на большую дорогу, и тогда редкий автомобиль доезжал до берегов Днепра. То есть доезжал, но за большую мзду. (Сегодня эту функцию переняло на себя государство с помощью высоких импортных пошлин и других фискальных инструментов).

До цивилизованного рынка еще было далеко, но даже на не цивилизованном уже было заметно, что эра советского автопрома затухает. И теперь к пословице о курице, которая не птица, а Болгария – не заграница, добавилось еще одно определение: Запорожец – не машина. 

В ожидании троллейбуса или автобуса горожане проводили часы. Сам транспорт, особенно маршруты на периферию, был плотно забит - кроме билетов, пассажиры вынуждены были порой расплачиваться пуговицами, сломанными зонтиками и рваными колготками.

  


Фраза “Куда прешь” была знакома уже в 1970-х

Фраза “Куда прешь” была знакома уже в 1970-х


  

Дети не отказывали себе в удовольствии ездить на «колбасе», хватаясь за решетки сзади троллейбуса и спрыгивая на ходу. “Совесть — лучший контролер”, - гласил официальный слоган. С 1970-го в общественном транспорте было все меньше кондукторов — их заменяли электронные кассы в салонах.

Особенности советского быта отражались не только на городском транспорте. Популярную загадку того времени “Что такое длинное, зеленое и пахнет колбасой?” нынче отгадает далеко не каждый. Тогда же все знали, что это - московская электричка. Из столицы Страны Советов “колбасные” туристы — семьи ждали родных из Москвы ради чемоданов и сумок, набитых дефицитным товаром — конфетами, фруктами и, конечно же, колбасой.

Четверть века спустя украинца уже не удивишь столичной докторской, апельсинами или бананами. Мало кого обескуражит и экзотический хамон, японские суши, итальянская паста или же мексиканские бурритос на улицах Киева. Свежий выпуск “Правды” или авоську с пресловутой колбасой в общественном транспорте заменили гаджеты. Новости и книги читают на смартфонах, на них же смотрят фильмы и играют в игры. В скоростных Интерсити+ пассажиры спокойно работают на ноутбуках — покрытие мобильного интернета позволяет оставаться на связи в пути. 

растяжка

В городских автобусах и троллейбусах по-прежнему бывают часы пик, когда невозможно избежать давки. Не томить себя долгим ожиданием транспорта стало проще — появились приложения, где легко и быстро можно увидеть сроки приближения нужного рейса. И на такси само собой ездят активнее и не только в булочную: таксомотор стал доступнее и ближе обычному гражданину.



Но не городскими поездкими едиными живут люди. Хотя для многих советских граждан дело этим и ограничивалось. Cоветский человек, говорит Пасховер, делил заграницу минимум на два уровня “классности”. К первому принадлежали страны соцлагеря: Польша, Румыния, Венгрия, Восточная Германия. О Таиланде или Черногории помыслить не могли, пределом мечтаний были речные или морские круизы, один из редких способов совершить путешествие за границу.

Морской вояж был доступен далеко не всем - в 1960-е годы стоимость путевки составляла около 800 руб. при средней зарплате 100-150 руб. Болгария была самым доступным зарубежным морским курортом, классом выше Крыма и Сочи. “Из-за ее относительной доступности и «советскости» про нее тогда шутили: «Курица - не птица, Болгария – не заграница», - вспоминает обозреватель НВ.

Тогда узнать советского человека на улицах заграничных городов было несложно. «В свободное время вечером наши туристы ходили большими группами. Одиночных уходов не наблюдалось. Каждый следил за своими товарищами. Все шли всегда одним маршрутом», - отметил в своем отчете руководитель группы туристов из СССР, путешествовавших по Австрии в 1974 году. Прилет гостей из СССР в Каир в свое время вызвал сенсацию – они сошли с борта в шубах, шапках и валенках, когда в Египте было около +25. После одной из схожих ситуаций возник целый стих:

 

"И вот мы в Касабланке!
Кто в шубе, кто в ушанке
Томимся на жаре…"

 
Первые поездки после падения Железного занавеса зачастую обескураживали граждан уже рушащегося Союза. “В 1990-м в августе мне удалось выбраться в Польшу. Помню в каком-то банке на Хрещатике, возле тогда еще Музея Ленина (теперь Украинский дом), я обменял рубли на злотые, разрешенную тогда для выезда минимальную сумму. Сколько, точно не помню, но купить польской валюты больше было негде”, - вспоминает Пасховер.

  



 

Он отмечает, что первая в его жизни заграница удивила ценами. “Оказывается необязательно, чтобы один и тот же товар был везде в одну цену. Помню, что удивило, так это стоимость бутылки кока-колы возле вокзала - 3,6 тыс. злотых. В городе она же до 2 тыс. злотых. Я не понимал этой игры чисел. И полагал, что в этом неправильно устроенном мире есть большая брешь для спекулянтов”. Там же его поразило то, что поляки выбрасывают пластиковые бутылки - такую полезную вещь - в мусорник.

 

Сегодняшние украинцы гораздо более органично вписываются в массы иностранных туристов за рубежом. Уровень владения английским пусть и оставляет желать лучшего, но все же ощутимо подрос.

 

Граждане в поездках все чаще стремятся откреститься от стереотипа russian tourist: “руссо туристо” давно перестал быть “облико морале” из-за характерных особенностей поведения. Украинцы же, помимо постепенного привыкания к европейским манерам, ловят и смешивают тренды.

  

Патриотическая волна в стране и популярность селфи-палок родила социальный флеш-моб #SelfieWithaFlag — туристы за границей фотографировались с национальным флагом. И само собой через вездесущий мобильный интернет постили в соцсети. 

  

Александр Галушко, менеджер ценностного предложения в роуминге и международной связи:

"Сегодня украинцы могут оставаться на связи по всему миру. В среднем более 300 тысяч наших абонентов ежемесячно пользуются связью Киевстар за границей.

Роуминг уже даже не роскошь — он  стал повседневной, доступной услугой. Например, с услугой "Свободный роуминг" можно звонить за границей от 2 гривен за минуту. И даже не только звонить, но и пользоваться мобильным интернетом в роуминге; оставаться онлайн везде и всегда — относительно новая тенденция".

Кроме тщательно запланированных поездок и путешествий по путевкам, украинцы все смелее осваивают новые приключения и самостоятельный туризм. Порой доходит до рискованных экспериментов — харьковчанин Максим Заселян взял с собой всего $231 и отправился в США. Три месяца путешествий с минимумом затрат и максимумом впечатлений воплотились среди прочего в тревел-сериал под ироничным названием “Приключения бомжа в Штатах”. 

“Закинув себя в условия полной свободы - выбора, направления движения, мысли, крайне сложно возвращать себя в реальность. Ту самую реальность, где ты почему-то должен быть кем-то или чем-то. Там - в горах, на трассе, на заброшенной заправке - без бензина тебе хорошо, там ты никто и все одновременно. «Там» ты без формы. А «тут» начинаешь сам невольно впихивать себя в формат, фигуру или форму. Получив свободу оптом, не сможешь размениваться на жалкую розницу,” - поясняет Заселян.


Аэропорт Борисполь Киев — 1970-е и 2010-е
Аэропорт Борисполь Киев — 1970-е и 2010-е


За 25 лет в Украине поменялось многое. Страна получила свободу, а современный мир предоставляет каждому максимум возможностей открывать себя и делать свою жизнь яркой и интересной. Мир стремительно меняется и ускоряет свой бег – да и мы стараемся жить и двигаться быстрее, с легкой ностальгией бросая взгляд в прошлое.

У украинцев есть хорошая традиция — перед отправлением в новое путешествие “присесть на дорожку”. В следующий раз, нервно проверяя билеты и документы в сумке перед отправлением, на минутку остановитесь среди шума и течения повседневности. Вспомните, кем мы были, как изменились и куда идем. Переведите дух. Жизнь несовершенна, но мы делаем ее лучше, за 25 лет страна изменилась гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. Улыбнитесь и открывайте дверь — навстречу новым возможностям.