В ногу со временем

От рабочего класса — к креативному

25 ноября, 2015
25 лет независимости научили украинцев надеяться на себя, а не на государство

25 лет независимости научили украинцев надеяться на себя, а не на государство, убрали карьерную лестницу с пьедестала жизненных ценностей и продолжают сбрасывать непростой багаж привычек советской эпохи

.

.

Мы, как один, ребята хоть куда! И ко всему причастны на земле, но о себе нигде и никогда не говорим в единственном числе. Я — Сахалин, и я Донбасс! Меня зовут, меня зовут рабочий класс!”.

Такой саундтрек легко накладывается на кадры официальных советских хроник: улыбчивые молодые люди в незатейливой одежде идут на стройки, заводы, фабрики. Стабильная работа, стабильная зарплата, стабильная пустота на прилавках магазинов и универсамов.

.



.

Эпоха так называемого развитого социализма была раем для советского человека, по крайней мере на бумаге. Сухие цифры статистики, производимые огромной чиновничьей машиной, рапортовали об улучшении благосостоянии граждан СССР, тогда как пределом мечтаний обычного рабочего оставались "дачка, тачка и собачка" – загородный дом, квартира и Жигули.

Глянец Советского Союза манил перспективами построения коммунизма уже к 2000-му году. Индустрия работает вовсю, полным ходом идет жилищное строительство, иметь диплом престижно, да еще и квалифицированных кадров не хватает, система соцподдержки гарантирует безбедную жизнь и скромную, но вполне приличную старость. Безработицы практически нет. Образование и медицина бесплатны, а трудолюбие и рвение послевоенного поколения служит созиданию с утопической целью.

.

Обитатели современных больших городов все реже ставят во главу угла обладание недвижимостью и офисную синекуру, и даже личное авто в кругах мобильной молодежи не столько невыгодно, сколько немодно. Эпоха развитых технологий побуждает ее задумываться об "экологическом отпечатке", который она оставляет на планете. А мечты о коммунизме реализовались в самой неожиданной форме: популярной становится sharing economy – экономика совместного потребления в форме сервисов вроде BlaBlaCar, AirBnb или Uber. Пользователи кооперируются не по велению партии, а добровольно, чему активно способствуют соцсети. 

В 1989-м на тысячу киевлян приходилось около 80 личных авто,
в начале 2010-х — уже более 160

«Хомо советикус» не знал Фейсбука или ВКонтакте, тогдашние соцсети, еще не виртуальные, были не столько способом общения, сколько средством получения дефицитных товаров. Связи и сарафанное радио заменяли ленты новостей, посты и рекомендательные сервисы. Важно не то, что ты знаешь, а то, кого ты знаешь – за этой нехитрой формулировкой крылось важнейшее нетворкинговое умение советского человека.

Блат - высокое искусство прямого обмена - открывал доступ к должностям, деликатесам, услугам разного рода, пусть и противоречил моральному кодексу строителя коммунизма. Декларируемое "нравственное здоровье" никак не помогало справляться с дефицитом. Ажиотажный спрос порождал черный рынок и класс так называемых спекулянтов, а среди молодежи было престижно подзарабатывать на перепродаже фирменных джинсов, добытых нелегальными путями.


Дефицитными в годы позднего Союза были мясо, колбасы, растворимый кофе, сгущенка, какао, масло, тушенка, конфеты, шоколад, апельсины, бананы, виноград, мебель, обои, кафель, сантехника, обувь, презервативы, туалетная бумага...
Дефицитными в годы позднего Союза были мясо, колбасы, растворимый кофе, сгущенка, какао, масло, тушенка, конфеты, шоколад, апельсины, бананы, виноград, мебель, обои, кафель, сантехника, обувь, презервативы, туалетная бумага...


Прошла четверть века, и на смену синим воротничкам, двигавшим прогресс в СССР, пришли белые – бурная смесь тех, кого принято называть офисным планктоном и креативным классом. Цифровая революция и вездесущий интернет изменили мир вокруг них: любая точка планеты – на расстоянии пары кликов, так же, как и безбрежные возможности для образования, творчества и саморазвития. 

Современный и советский оупен-спэйс: найдите 10 отличий.
Кадры из фильмов Служебный роман и Социальная сеть

Ностальгия ушла в прошлое – грустные нотки фразы "а вот при Союзе…" дальше больше вызывают лишь ироничную усмешку. Соцопросы подтверждают: "тоска по совку" в стране упала с 46% в 2010 до 31% в 2015-м, причем среди молодежи до 35 лет таких всего 14%.

При этом на смену не то чтобы сытому, но минимально гарантированному существованию и предначертанному жизненному пути советского гражданина (школа – институт – направление на работу – годы на одном рабочем месте – пенсия в дачном кооперативе, и параллельно: октябренок – пионер – комсомолец – член партии) пришла неопределенность. Одновременно само понятие "обеспеченная жизнь" приобрело совсем другой смысл: погоня за карьерными достижениями и материальными благами все чаще выглядит моветоном, на первый план выходят саморазвитие и творчество. Дауншифтинг, отказ от высокооплачиваемых, престижных должностей в обмен на спокойную, но полную жизнь, уже не то что удивляет – для многих он становится мечтой.



.

"В городе я был только программист и системный администратор. Здесь же я – огородник, животновод, лошадник, садовод, столяр, плотник, строитель (бетонщик, кровельщик, отделочник). Это как минимум то, что я освоил хорошо. Всякие мелочи я в расчет не беру. Уметь многое – осваивать новое, и чувствовать, что получается – это очень приятное чувство", - рассказывает Виктор Сергиенко (на фото), еще 10 лет назад сменивший Киев на глухое село.

.

Одной из его целей было максимальное качество жизни – здоровье, здоровое питание, здоровая экология, свободное время для отдыха и творческая самореализация.

.

Жажда реализации собственного интеллектуального потенциала породила в Украине креативный класс. Этот изобретенный американским социологом Ричардом Флоридой термин относится к людям, трудящимся на благо виртуальной среды, создающим нематериальные ценности, которые приносят прибыль и рождают идеи, технологии, смыслы. Естественная среда размножения и обитания этих "креаклов" – свободное общество, избавленное от идеологических скреп.

.

"Шкала ценностей таких людей показывает, что их стремление к независимости преобладает над желанием богатства и власти. Это значит – ни больше, не меньше, - внутренний приоритет личной свободы", - говорит украинский социолог Александр Тертычный (на фото) о креативном классе.

.

Василий Пантов, начальник департамента управления качеством Киевстара:

.

"Современные технологии помогают сэкономить время и оставаться в гуще событий. Например, теперь не нужно стоять в очереди в билетных кассах, звонить оператору такси – машину найдет онлайн-сервис. Можно не тратить время на встречи и командировки – их заменяет видеосвязь. И даже необязательно для этого сидеть за компьютером – все делается через мобильный интернет. Об этом не то что 25 лет назад было невозможно подумать, многое из этого было еще недоступно в Украине год назад, когда не было 3G-интернета. А теперь даже необязательно находиться в крупном городе — 3G Киевстар есть уже в более чем 400 населенных пунктах почти по всей стране, и покрытие расширяется с каждым днем".

Современный человек не мыслит самореализацию без умения радоваться жизни и ловить момент. Множество гаджетов и приложений созданы для высвобождения времени для себя: домашней работой занята бытовая техника, мобильный интернет позволяет работать из любых мест, не тратя время на переезды, а различные программы помогают упорядочивать время и изучать что-то новое. Досуг стал разнообразным и порой заставляет поломать голову над выбором вида отдыха.

Монотонная жизнь советского гражданина едва ли могла побаловать его такой пестротой. Одной из отдушин были нечастые танцы. В 1970-х они эволюционировали из легких джазовых движений в полноценные дискотеки, золотой век которых в СССР припал на восьмидесятые.

Тогда танцы проходили под неусыпным надзором силовиков и требовали некоего формального обоснования для развлечений. Желательно в духе последних напутствий от ЦК КПСС. Первые советские дискотеки появились еще в середине 1970-х в Балтии и постепенно покорили молодежь.

В глазах их детей и внуков дискотеки потеряли свою сакральность, привкус запретности и социальную значимость – это всего лишь способ хорошо провести время. На смену теплому попу 80-х пришел целый букет стилей - от холодного жесткого постпанка до ностальгического хипстер-хауса. Дабстеп, как шутят, отражает подсознательную тоску современной молодежи по звуку работающего завода. В музыке кроется дух времени: местами шумный, местами умиротворенный, душевный и нелепый, жесткий или медитативный. В наушниках пассажиров в метро можно услышать что угодно: от племенных песен индейцев Амазонки до опубликованного пару минут назад нового сингла модной поп-дивы. Мир стал глобальным, и мы стали такими же вместе с ним.

паралакс