18 ноября, 2018. воскресенье

Новое время

UA RU
Mazda

Машина времени

26 сентября, 2017
По следам автопробега на "машине времени" – Mazda3

Ровно 110 лет назад по маршруту Одесса – Николаев–Одесса прошли первые на территории нашей страны автогонки. Первые и самые малоизученные - до сих пор неизвестны ни точный формат соревнований, ни окончательные результаты. Чтобы стереть белые пятна с этой истории, мы отправились по следам автопробега на "машине времени" – Mazda3, имеющей к украинскому автоспорту самое непосредственное отношение. 

 



 

 

Поверьте, типичный летний тест-драйв проходит вовсе не за рулём, а за редакционным столом - коллеги разъехались по отпускам, и хлопот, как водится, невпроворот. То же самое касается путешествия по мотивам исторических событий, задающих выездному расследованию вполне определенный подтекст. Ведь любому маломальскому исследованию предшествует рутинная работа с первоисточниками. Увы, киевские архивы не дали практически ничего - имеющаяся в доступе столичная пресса сочла пробег скучной и малоперспективной провинциальной забавой. Николаевские архивариусы так же ни чем не помогли. Единственный одесский источник - архив национальной научной библиотеки оказался "законсервированным и передислоцированным" из-за аварийной ситуации в ОННБ. 


Благо, что у нас есть facebook, по которому можно за минуту достучаться хоть до Бориса Бурды в Одессе, хоть до Станислава Кирильца в Германии, хоть до Давиде Грапполо на Канарах. И только совместными усилиями, по публикациям в царской, французской, итальянской и британской периодике удалось восстановить картину автопробега. Версту за верстой. Отправной точкой в нашем путешествии в прошлое стала следующая заметка:

 

Уже кое-что. Хотя, конечно, лаконичность телеграммы оставляет слишком много простора для журналистской фантазии, в то время как история не любит сослагательных наклонений. Тем более, что неточностей там оказалось даже больше, чем достоверных фактов. На самом деле гонка прошла днём ранее (21 сентября по новому стилю), по маршруту «Одесса - Николаев - Одесса» и стартовали в ней не 27 подавших заявки экипажей, а лишь 13. Ещё четверо участников предпочли "мотоциклеты". И, разумеется, не было ни каких «Флоренций» и «Нереедесов». Но обо всём по порядку.

Наша



 

Так же как и население царской империи было разделено на сословия, всех участников пробега по "налоговой" мощности и количеству колёс разбили на четверку категорий, по которым взымалась «подписная плата» и давался «классовый зачёт». Причём те, кто решился стартовать в последнюю минуту и не внес стартовый взнос в положенный срок до 1 сентября, платил сверху дополнительные 50%. К первой группе (5 руб.) отнесли гонщиков на мотоциклах и их весьма популярных в те времена 3-колёсных разновидностях - трициклах. Во вторую (15 руб.) вошли экипажи на «вуатюретках» ("колясках") - простейших малолитражках мощностью 12 л. с. Третья и наиболее многочисленная часть пелетона (25 руб.) - "вюатюры" отдачей 12-24 сил. И, наконец, четвёртую (50 руб.) зачётную категорию составил дуэт "самодвигателей" мощностью более 24 л. с. Только они прошли полный маршрут, и стартовав, и финишировав в "жемчужине у моря". Остальные же присоединились к фаворитам в "саду Бишлера", находившемуся на территории нынешней Варваровки, окраины Николаева.

 

Несмотря на то, что с тех пор "Маленький Париж" подрос, как минимум, втрое, отыскать место старта оказалось делом несложным. Кроме топонимов, на пересечении улиц Церковной и Черноморского казачества, особо ничего не изменилось. С того самого места, придерживаясь расписания пробега, "лихо принимаем старт" и мы, несмотря на предостережение "маршрут пролегал по грунтовой дороге, плохо приспособленной под автомобили и проходившей по голой степи». С одной стороны - спешим насладиться пустынными улицами спящего в выходной города, а значит и динамикой обновленного седана, с другой - хотим узнать сколько времени потратим на преодоление 123-верстового пути. Благо, что его маршрут контурно в основном совпадает с фрагментом трассы М-14, по которой ежедневно между соседними городами курсируют тысячи авто. Сегодня это 131-километровый участок трёхмерной дороги, который Mazda3 поглотила за 58 минут. И не поперхнулась, не смотря на то и дело встречающуюся колейность, однополосность и ямы с ухабами, служащие естественными ограничителями скорости. Одним словом, идеальные условия для осязания работы системы G-Vectoring, стабилизирующей курсовую устойчивость и минимизирующей крены. Как? Отталкиваясь от показаний спидометра, тахометра и угла поворота колес, она в буквальном смысле жонглирует тягой, помогая ехать, как выражаются в школах контраварийной подготовки, "прогрессивно и траекторно".

Сад Бишлера

Разумеется, ни о чём подобном автомобилисты тех времён и не мечтали. Манной небесной им казались просто заправочные станции, о появлении которых в САСШ как раз трубили газеты того периода. Тем же одесситам покупать бензин приходилось в аптеках, где он предлагался как антисептик. Но "фармации" были в лучшем случае в крупных сёлах, что значительно ограничивало междугороднее сообщение...

Благо, что хоть в плане навигации маршрут пробега не представлял особой сложности - дорога пролегала через десяток деревень плюс имелись верстовые столбы и дюжина указателей. Покрытие также не преподнесло сюрпризов - спасибо степным ветрам и засушливому сентябрю. Плюс организаторы "потратили много сил на исправление и выравнивание трассы". Особенно на подъезде к "саду Бишлера". От которого, увы, к нашему визиту не осталось и следа. Вычислить местоположение промежуточного финиша удалось с помощью чудом сохранившейся схемы-карты пробега и одометра нашей "мазды". А ведь в те времена "сад" был моднейшей локацией Николаевщины, отдыхать в которую приезжали даже из Очакова и Херсона, не говоря уже про "соседнюю" Одессу. Чтобы в выходные и на праздники доставить туда всех желающих, от николаевского бульвара на правый берег Южного Буга курсировали пароходы «Эльза» и «Эмма», а катера сновали вообще ежечасно с семи утра и до трех ночи.

Подступы к Николаеву

Фридрих Бишлер, который ради своего "эдема" распродал почти всё имущество, наверняка, внутренне ликовал. Именно ему принадлежала идея развернуть пробег на подступах к Николаеву. Только входных билетов (по 25 коп., эквивалент обеда в трактире) в тот день было продано на 800 руб., а ведь в саду ещё работали иллюзион, концертный зал, летний театр, двухэтажный ресторан с огромной верандой, несколько буфетов и павильонов "пиво-воды", плюс в толпе сновало множество лоточниц и коробейников со снедью, монпансье, папиросами и т. д.

Экзотика легковых автомобилей

Расчёт Бишлера оказался более чем верным, ведь для николаевцев легковой автомобиль оставался экзотикой. По городу сновали несколько почтовых фургонов, грузовоз коммунальной службы да изредка в отчий дом наведывался один из участников и организаторов пробега Александр Александрович Рено, предпочитавший жить в Южной Пальмире. Дело в том, что в марте 1902 года его гараж на Инженерной подожгли и только что выписанный из Парижа "мотор" заметно пострадал. Околоточный пообещал сыскать пожарников в сей же день, но...

С тех пор барон, если и приезжал в Николаев, то предпочитал держать свой De Dion-Bouton на даче №23 в Спасске (сейчас это территория СО "Динамо"), что на берегу Южного Буга. Именно там был оборудован новый гараж-мастерская. И всё же, не смотря на поджог и скептицизм гласных городской Думы, считавших "самоходы" не более чем игрушкой, барон мечтал наладить автомобильное сообщение между двумя родными ему городами.

 

 


 

 

Тщательно всё пересчитав, организаторы ещё раз расстроили Юрьевича. Точнее, расстроил его результат доктора Либеро Верчелли и инженера Луиджи Петрилло – на куда более скромном 18-сильном автомобиле они опередили фаворита на 62 секунды. Хотя их никто не знал – флорентийцы появились в Одессе накануне старта, – толпа устроила им шумные овации с непременным "качай победителей". Вернув триумфаторов на землю, им тут же вручили "почетный переходящий кубок имени Ф. А. Цорна", наполненный до краёв местным брютом Henri Roederer. Которым, по неосторожности залили и протоколы, и почетные дипломы, и "особые свидетельства", где были указаны время и средняя скорость прохождения маршрута каждым участником. Тронутые гостеприимством, "автомобилисты международного класса" ещё трое суток не могли отправится в путь – вслед за двумя приёмами в Южной Пальмире и учреждением автомобильного клуба следовали торжества в саду Бишлера. К тому моменту до финиша добралась пара заблудших экипажей, решивших срезать путь в районе Тилигульского лимана. Первый из них запутался в многочисленных степных грунтовках, второй банально застрял в низине крупнейшей в Европе акватории целебной сероводородной грязи.

Мы так же не отказали себе в удовольствии размяться и свернули с проторенного пути - погонять по дорожкам, которые в 70-е принимали кубковое ралли «Одесса». Тем более что у нашей рестайлинговой "тройки" появился, точь-в-точь как на флагманской "шестёрке", спортивный режим работы КП и двигателя. "Ма-трёшка" и раньше не страдала от отсутствия азарта, а теперь и подавно. Буквально малейшее перемещение акселератора - и она бросается вперед с целеустремлённостью гепарда, завидевшего на водопое антилопу. Наглядно демонстрируя что "атлетичным" дизайном дело не ограничилось.

 

Успехом можно назвать и то, во время гонки никто не пострадал, хотя спортсмены мчали по неперекрытым дорогам, то и дело уворачиваясь от телег и домашней живности. К сожалению, пробег не обошёлся без жертв – буквально в сотне метров перед финишем погибли две дворняги, бросившиеся под колёса De Dion Bouton М. Ф. Суручана. Впрочем, праздника это не испортило – к тому моменту значительная часть публики устремилась следом за победителями в сторону Куликова Поля. И праздновать было что, ведь лидеры достигли Одессы быстрее курьерского поезда, наглядно продемонстрировав скептикам преимущества автомобилей для поездок на большие расстояния.

До того к ним относились не как к новому виду транспорта, а скорее как к техническим курьёзам, "самоходной потехе" – примерно как сейчас к моноколесу. А. А. Рено, приводя скорость победителей как аргумент (заочно литерный обогнал даже И. В. Никитин на мотоцикле), сумел таки наладить автомобильное сообщение между Одессой и Николаевом. Ведь паровоз доставлял пассажира лишь туда "где проложен путь", в некий промежуточный пункт, откуда до истинного места назначения могли быть сотни километров. "Овсянный мотор" так же не был панацеей, особенно когда нужно было достигнуть цели быстро. 

Одесское автомобильное общество

Основанное с подачи Рено и Юрьевича "Одесское автомобильное общество" сосредоточилось в первую очередь на проведении соревнований.  Преследуя цель пропагандировать и популяризировать автомобилизм, в 1908-1914 гг. ОАО организовало целый ряд "моторных" соревнований ("Одесса-Тирасполь-Одесса", "Одесса-Севастополь-Одесса", "Одесса-Николаев" "Одесса-Овидиополь-Одесса", "Одесса-Николаев-Херсон"). Причём пробеги существенно отличались друг от друга как целью, так и протяжённостью - достаточно вспомнить беспрецедентный по тем временам (1470 км) марафон "Одесса–Вознесенск–Елисаветград–Александрия–Кременчуг–Верхнеднепровск–Екатеринослав–Александровск–Орехов–Мелитополь–Каховка–Херсон–Николаев–Одесса". Нужно ли говорить, что ни где на территории нашей страны не проводилось столько автомобильных соревнований? И не открывалось такое количество "заводскiх складовъ", "исключительных представительств" и прочих концессионерных обществъ, как сегодня называют автомобильных дилеров. Итогом чего стала стремительная автомобилизация края. До 1895 года в царской империи "мотор" был только один - у редактора "Одесского листка" В. В. Навроцкого. Через десяток лет в Херсонской губернии (к которой относилась "жемчужина у моря") было зарегистрировано уже 28 автомобилей и мотоциклов. Через три года после основания ОАО их численность перевалила за две сотни. Показательно, что Одесса до сих пор остаётся раллийной столицей Украины - здесь проводится больше ралли, чем во всех остальных районах страны вместе взятых.

 

 

Результаты 1 секции пробега (Одесса-Варваровка)

 

Экипаж

Модель

Мощность

Время

1

А. А. Рено/Бранловский

De Dion-Bouton

24 л. с.

02:15.25

2

Ф. М. Юрьевич/Охотский

Mercedes

45 л. с.

02:18.28

 

Флагманская

Результаты 2 секции пробега (Варваровка-Одесса)

 

Экипаж

Модель

Мощность

Время

1

В. Либоро/Л. Петтрило

Rochet et Schneider

18 л. с.

01:56.16

2

Ф. М. Юрьевич/Охотский

Mercedes

45 л. с.

01:57.18

3

И. В. Никитин

Wanderer Motorrad

5 л. с.

02:13.33

4

М. Ф. Суручан

De Dion-Bouton

15 л. с.

02:20.31

5

А. А. Рено/Бранловский

De Dion-Bouton

24 л. с.

02:51.54

6

Э. Э. Эйсен/Лучези

Peugeot-Lion

7 л. с.

03:07.54

7

М. М. Суручан

De Dion-Bouton

5 л. с.

03:13.41

8

И. И. Харламов

Oldsmobile

8 л. с.

03:13.41

9

А. Г. Шубович

Oldsmobile

8 л. с.

03:14.42

10

К. В. Бейзерт

De Dion-Bouton

н. д.

03:16.56

11

П. А. Абамелек/C. И. Уточкин

Peugeot

6 л. с.

03:17.00

12

Пташников

De Dion-Bouton

н. д.

03:19.42

13

Короленко

De Dion-Bouton

н. д.

03:19.42

14

А. В. Магенер/Попов

Maurer-Union

6 л. с.

03:54.57

15

Ю. Л. Усаковский

Wanderer Motorrad

5 л. с.

03:58.59

16

А. Штейнер/Гумбуржевский

FIAT

н. д.

04:16.45

17

М. Н. Ефимов

Peugeot

н. д.

05:02.17



  



Автор Сергей Суховский

Фото автора, Александры Ершовой и из архива Ивана Баранцева и Давиде Грапполо

По моде тех лет в случае равных результатов для выявления победителя устраивались дополнительные соревнования. В нашем случае участникам предстояло пройти три "скаковых круга" пересыпского ипподрома. На фото толпа приветствует главного шоумена Одессы Сергея Уточкина. «Академик спорта», как называл его Корней Чуковский, был известным воздухоплавателем, футболистом, спринтером, яхтсменом и автомобилистом. 

Победители, заводские гонщики "Флоренции", затратили на преодоление 123 верст пути из Николаева в Одессу почти 13 часов, сбив по дороге с десяток собак и гусей и пару раз меняв покрышки из-за раскиданных на тракте подковных гвоздей. Наша "машина времени" преодолела то же расстояние за 58 минут, хотя ради "попадания" в маршрут 110-летней давности то и дело приходилось съезжать с трассы М-14 на параллельные дорожки и даже в поля. На редкость безразличный к типу покрытия экземпляр.

"Ряд изданий преподносят пробег как одно из главных событий осени, наконец-то переключившее внимание горожан от череды еврейских погромов, сотрясавшей наш многонациональный город. – рассказывает о настроениях в Одессе в сентябре 1907 года Вероника Голубева, архивариус, организатор и судья автомобильных соревнований. - Один из спортивных журналистов даже предложил назвать гонку «ударом автопробегом по погромам». И действительно, она стала своеобразным маркером возврата одесситов к мирной жизни, наполненной светскими и спортивными событиями".

Победители стартовали в пробеге, в общем-то, случайно. Основной целью их визита в наши края были испытания "эласто-кинематической подвески Granieri", которую Florentia планировала устанавливать на модели, выпускаемые по лицензии французской фирмы Rochet et Schneider. Кстати, европейская пресса как один указывает что в гонке итальянцы ехали именно на R&S...

Раллийные «мазды» проникли на отечественные гоночные трассы так же через Одессу. В 1996 году свою полноприводную карьеру на «тройке» начал Андрей Александров, многократный чемпион Украины и самый авторитетный конструктор ралликаров нашей страны. Данный экземпляр, собрав гору кубков в ралли, кроссе и "кольце", гоняется до сих пор!

...не считая ряда изувѢченныхъ и раздавленныхъ домашихъ птицъ и животныхъ, а в особенности собакъ. В этом отношенiи побила рекордъ "флоренцiя", переѢхавшая съ десятокъ собакъ".

"Дорога, по которой слѢдовали автомобилисты, въ общемъ неудовлетворительна. Она изрыта мѢстами выбоинами, частью идетъ зигзагами, встрѢчаются ложбины, спуски, крутые подъемы и т. д. ...наши дороги находятся въ гораздо худшемъ стостоянiи чѢмъ въ Зап. ЕвропѢ.

 

Увы, напрасно вице-президент одесского скакового общества взывал к здравому смыслу, к справедливости, к логике. Напрасно демонстрировал судьям свой золотой «Бюве» стоимостью в небольшой автомобиль. Хронометрист оказался непреклонен, сделав замечание Юрьевичу "по поводу южной горячности". Всё, что оставалось гонщику - постараться на обратном пути развить ещё большую скорость, чтобы компенсировать "лишние" 3,3 минуты и выиграть «с лихом, с гаком».

Возле Тилигульского лимана вдоль трассы М-14 змеёй въётся закрученная грунтовка. Именно здесь в 1907 году потерялся один из экипажей, решивших срезать путь. Во времена Советского Союза эта дорожка была фрагментом ралли «Одесса», этапа Кубка СССР.
Ф. М. Юрьевич проиграл не только из-за упрямства хронометриста, но и из-за собственной самонадеянности. "Ведь стартовал он на автомобиле системы "Мерседесъ" 45 лош. силъ не в гоночном видѢ, а в своем полном вооруженiи, с кузовом, 5 сидений и др. не нужными в гонке предметами общим весомъ 23 пуда". По оценкам тех лет, лишние 377 кг "стоили" ему в среднем 5 секунд с километра.

"Автопробег предвосхитил легендарный лозунг наших знаменитых земляков Ильфа и Петрова «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», – анализирует итоги пробега Таина Федосеева, историк-краевед, автор цикла публикаций о истории Одессы. – До этого автомобиль считался весьма хрупкой конструкцией, пригодной лишь для передвижения по городу. Но никак не для поездок на большие, серьёзные дистанции".

Рекламный макет фирмы Florentia напрямую связывал успех своего экипажа в пробеге "Одесса-Николаев" с эласто-кинематической подвеской конструкции инженера Гарньери, разработанной в сотрудничестве с итальянским представительством Dunlop. Кстати, тот успех стал высшей точкой в гоночной карьере марки.

С того самого места, с которого начался пробег, и придерживаясь хронометража, "лихо принимаем старт" и мы. С одной стороны, хотим узнать сколько времени потратим на преодоление 123-верстового пути. С другой - спешим насладиться пустынными улицами, а значит и динамикой обновленного седана. тем боле что у него появился, точь-в-точь как на флагманской "шестёрке", спортивный режим работы КП и двигателя.

 

"Не нужно удивляться тому, что первые автомобильные соревнования прошли именно у нас, – уверен Виктор Шаповалов, директор Одесского автомобильного клуба. – Вспомните, где в царской империи появился первый автомобиль? А где провели первые автомобильные соревнования в независимой Украине? А всё потому что Одесса – самый открытый город для инноваций и спортивного азарта".

Фото
фото
фото
фото