Окси-Такси

Машина будущего времени

15 декабря, 2016
Как благодаря новым технологиям в Киеве появилось электромобильное такси

«Мы уже едем?! Ой, как-то непривычно тихо». Именно такие первые впечатления описывает пассажир Окси Такси

В ответ водитель только улыбается. На электронном спидометре мелькают цифры 10, 30, 50. Да, мы едем. Но почти беззвучно! Индикатор показывает запас хода на 120 км. «Этого вполне хватит, чтобы два раза доехать до аэропорта Борисполь от вашего дома», – отшучивается таксист. 

Диалог с водителем
Диалог с водителем

Диалог с водителем, длившийся чуть менее часа, оказался куда эффективнее разговора с типичным менеджером по продажам. В какой-то момент ситуация напоминала передачу информации, последних наставлений, инструкций, перед первым знакомством с автомобилем, словно перед тест-драйвом. Окси Такси работает исключительно на электромобилях. Ядро автопарка – японский Nissan Leaf – сущая экзотика по украинским меркам. Рождение Окси Такси – это не чей-то замысел, вынашиваемый много лет, а случай из жизни находчивого предпринимателя. 

С чего все начиналось
С чего все начиналось

Молодому бизнесмену Александру Вовку минувшей зимой пришлось изрядно понервничать. Подбирая подарок на Новый год, он даже не подозревал, чем обернется эта идея. Вовк хотел сделать отцу сюрприз и заказать под елку Nissan Leaf. Но, купить электрокар в Украине оказалось непростым делом. Машину нужно было ждать два-три месяца. При этом внести 100% предоплаты и заплатить посреднику сверх стоимости авто. Сложности еще больше разжигали интерес покупателя. Бизнесмен стал разбираться, как можно купить автомобиль напрямую из США – крупнейшего рынка в мире, с которого чаще всего попадали в Украину электромобили.

Предпринимательская смекалка не подвела Вовка. Он быстро сориентировался, как покупать и доставлять товар в кратчайшие сроки. Если сначала речь шла о покупке одного Nissan Leaf, то уже через пару недель бизнесмен завез их три десятка. Так созрели сразу несколько бизнес-проектов, дополняющих друг друга: продажи электромобилей, сеть высокоскоростных заправок и первая в Украине служба электромобильного такси.

 

 Александр Вовк
Молодой бизнесмен, основатель Окси Такси 

 

Стартом проекта Окси Такси принято считать апрель 2016-го, именно тогда в фирменной ливрее Окси Такси электромобили Nissan Leaf вышли на дороги Киева. «Мы создали современную службу такси, главными ценностями которой являются высокий уровень сервиса и забота об окружающей среде», – отмечает Вовк. Поначалу парк состоял из 12 машины, сейчас – втрое больше, а к концу года должно быть 60. Вдобавок к уже упомянутым Nissan Leaf, парк пополнился минивеном Nissan e-NV200 и премиальной Tesla Model S 90D. Все автомобили не старше трех лет. Для старта проекта предприниматель потратил несколько миллионов долларов.

Откуда деньги?
Откуда деньги?

Восемь лет назад Вовк построил бизнес на продаже зарядных устройств, аккумуляторов и портативной техники. Сегодня его компания Drobak является одним из крупнейших поставщиков этой продукции на рынке и продает аккумуляторы под собственной торговой маркой. Кроме того, в развитие службы такси привлекались и продолжают вкладываться заемные средства и деньги инвесторов. Возврат инвестиций рассчитывают получить через несколько лет. Но сейчас первостепенной задачей является популяризация и продвижение электротранспорта. «Мы развиваем культуру электрокаров в Украине», – уверяет маркетинг-директор группы Oxygen (в которую входит Окси Такси) Александр Макаренко.

Часть прибыли, полученной от работы службы такси, реинвестируется в создание автозаправок с быстрой подзарядкой. Это важно не только для службы такси, которые три-четыре раза в сутки заезжают подзарядиться. Но и для тех, кто не ограничивается городским режимом езды на эко-машинах и часто путешествует. Запас хода в 150 км пополняется приблизительно 22 минуты. Чтобы добиться такого же результата от стандартной розетки, понадобятся часы. В краткосрочных планах компании – до полусотни таких заправок. Пока что экспресс-зарядки в свободном доступе лишь для клиентов компании, а остальным – только обычная розетка. 

Нестандартный набор сервиса
Нестандартный набор сервиса

Если раньше такси ассоциировалось лишь с быстрой или комфортной ездой, с Окси Такси – все иначе. Вопреки скромным размерам, такси достаточно вместительное. Но подкупает другое – бесплатный Wi-Fi и планшет с высокоскоростным интернетом 3G, закрепленный в спинке кресла для пассажиров заднего ряда. Wi-Fi – важный элемент подключенных автомобилей будущего. По данным норвежского оператора Telia, высокоскоростной интернет в машине хотели бы иметь 62% потребителей.

Wi-Fi – важный элемент подключенных автомобилей будущего. По данным норвежского оператора Telia, высокоскоростной интернет в машине хотели бы иметь 62% потребителей.   

Нестандартный набор сервиса не был бы возможен, если бы не 3G, который страна ждала десять лет, а получила лишь более года тому назад. Cейчас компания пользуется услугами 3G+ от lifecell. И дело не только в удобстве для клиентов – 3G помогает соединить ряд бизнес-процессов компании. Во-первых, это бесперебойная работа терминала для безналичной оплаты. Во-вторых, контроль за сотрудниками. 3G – не только удобная, но и важная часть работы службы такси. Макаренко говорит, что в течение дня и при пересменке диспетчеры часто связываются с водителями посредством видеозвонка через мобильное приложение Viber, сверяют информацию и местонахождение автомобилей. Это не просто формальность, но и своего рода безопасность, перестраховка.

Согласно отчёту ведущего поставщика мобильных технологий Ericsson, Viber – одно из самых популярных мобильных приложений в Украине. Им активно пользуются наряду с гугловскими YouTube, Gmail и Google Play.

Высокоскоростной интернет
Высокоскоростной интернет

И наконец, в-третьих, посредством высокоскоростного интернета Окси Такси начинает осваивать для себя новый и, пожалуй, главный источник дохода – рекламу. Елена Квачевская, руководитель Окси Такси, говорит, что компания в ближайшие дни установит такси-топы на электрокары. Это двухсторонние LED экраны, где будет размещаться рекламный ролик.

Согласно отчёту ведущего поставщика мобильных технологий Ericsson, Viber – одно из самых популярных мобильных приложений в Украине. Им активно пользуются наряду с гугловскими YouTube, Gmail и Google Play. 

При чем здесь интернет? Все очень просто: 3G помогает держать связь с сервером и загружать необходимый контент. Также компания получает информацию о скорости и времени перемещения электрокара на определенном участке.

Эти данные важны в том числе и для рекламодателей, которые на основании сформированной аналитики, будут знать, где и во сколько транслируется их ролик. «Конечно, будет лучше, если появится более скоростной интернет, чтобы загружать информацию в один клик», – жаждет Квачевская. За полгода работы на киевском рынке услугами Окси Такси воспользовались более 200 тыс. клиентов. Но как на старте, так и сейчас спрос на электромобили в разы превышает возможности фирмы. Однако Вовк считает, что бизнес обречен на успех. Компания запланировала расширить парк машин до двух сотен уже в 2017 году. Тем не менее рынком Киева Окси Такси не будет ограничиваться. В будущем году эта служба такси должна появиться в Одессе, Львове, Харькове и Днепре. Пока компания делает ставку на высокий уровень сервиса без участия роботов. А через пять-шесть лет Окси Такси может замахнуться и вовсе на беспилотные машины, – улыбается Елена Квачевская.

Перспектива беспилотных автомобилей
Перспектива беспилотных автомобилей

Интересно, что мировые автопроизводители в ближайшей перспективе пока не спешат делать ставку на беспилотные автомобили. К такому выводу пришло недавнее исследование «Opportunities in 5G». В то же время, среди наиболее востребованных функций производители отмечают сверхточное позиционирование с мгновенным обновлением дорожной ситуации на картах, а также геолокационные услуги, технологии предотвращения столкновений и телематику. Все это становится возможным благодаря развитию технологий связи, над которыми работает компания Ericsson и прочие мировые поставщики мобильных решений.

 

Узнайте больше об умных автомобилях 

Паролакс