Zruchna

Ловкий снабженец

28 декабря, 2016
Как появление интернет-магазинов и 3G позволило создать новый бизнес национального масштаба

Три года назад грузовой оператор Ин Тайм рискнул пойти в массовый сегмент – и не прогадал. Роль эдакого почтальона он стал выполнять благодаря сервису Zruchna. Он позволяет доставлять товары на дом клиенту за считанные часы. Этот сервис появился после того, как мобильные операторы в Украине стали предоставлять услугу широкополосного мобильного доступа к интернету третьего поколения – или попросту 3G. Благодаря ему удалось связать в режиме онлайн контакт-центр и службу доставки с отправителем и получателем. Сейчас оформить заявку, распределить, принять товар стало гораздо проще, рассказывает Сергей Грачев, основатель компании Ин Тайм

Сдвиг парадигмы
Сдвиг парадигмы

Но проще стало не сразу. В сентябре 2013 года Ин Тайм, который тогда работал в сегменте B2B, решил охватить еще и масс-маркет. Но сделать это, при существовавшей тогда модели, было невозможно, так как для этого потребовалось бы сломать выстраиваемые годами довольно хорошо работающие бизнес-процессы, – потерять существующих клиентов. Тогда возникла идея создать отдельное подразделение, которое бы отвечало исключительно за доставку товаров, купленных в интернет-магазинах. Эта ниша сулила хорошую прибыль. «Мы увидели, что потребность в специализированных услугах доставки именно для интернет-магазинов объективно существовала», – говорит Грачев.

В результате изменилась философия компании. Теперь она заключается в том, что сервис доставки от Ин Тайм должен быть частью единого организма вместе с интернет-магазинами. Так родилась доставка Zruchna, основная цель которой – сделать покупку в сети максимально удобной и предельно быстрой. Zruchna ориентирована на доставку малогабаритных грузов до 30 кг. Сервис предлагает комплекс услуг: адресную доставку, возможность использования сети почтоматов всех операторов Украины, услуги фулфилмента (хранение товаров на специальном складе) и многое другое. Но главной фишкой компании являются временные интервалы доставки. На сегодняшний день их семь. Получатель может заказать доставку день в день в удобные двухчасовые окна, с 9:00 до 22:00. «Традиционно в интернет-магазинах вам называют время доставки, в нашем случае вы сами для себя выбираете удобный временной промежуток», – уверяет Алла Шрамченко, начальник отдела маркетинга Zruchna

Муки рождения
Муки рождения

Работа над проектом началась три года назад. На старте было потрачено свыше $1 млн. Все это время, вплоть до 6 октября 2016 года, когда состоялся официальный запуск сервиса, проект работал в тестовом режиме, – по сути, компания изучала рынок. На ранних этапах развития работа сервиса ничем не отличалась от типичной службы экспресс-доставки: заказы формировались по телефону, а курьеры получали задание из офиса и развозили по адресам. Поставка осуществлялась без проколов и нареканий. Сложности возникали, когда клиент отказывался или переносил адрес доставки, или решал самостоятельно забрать заказ. Эффективность работы снижалась. Ситуация требовала кардинальных перемен. Нужен был качественно новый подход. В эпоху стремительного развития технологий, решение было найдено достаточно быстро. Все, что удавалось заработать сервису, тратилось на IT-сферу. Менеджмент сделал ставку на создание собственного мобильного приложения, которое должно было объединить сразу несколько рабочих процессов.
 



  

Что же из этого получилось? Помимо приложения, Zruchna закупила необходимое оборудование. Обычные телефоны поменяла на смартфоны, а в дополнение курьеры получили трекеры, помогающие оптимизировать свой маршрут. Ключевую роль здесь сыграла связь 3G. Приложение для смартфона работает только при наличии высокоскоростного интернета. С помощью интернета информация о различных изменениях подтягивается из базы данных. Сотрудник службы экспресс-доставки в онлайн-режиме может видеть статус заказа. Отмена, переадресация, изменения адреса доставки – все это отображается в режиме реального времени. Курьер теперь может лучше планировать свой маршрут и быстрее реагировать на те, или иные перемены. Синхронизация с контакт-центром настолько оптимизировала все процессы, что даже банальная денежная калькуляция заказов, за определенный промежуток времени, подсчитывается автоматически. «Мы экономим время. Нет той бумажной рутины, что была раньше», – говорит Шрамченко. Постоянное нахождение курьеров в сети помогает отследить местоположение, оптимизировать маршрут и даже сверить данные по пройденному расстоянию, которые нужны для компенсации затрат на топливо. Поэтому всегда нужен интернет с хорошей скоростью и покрытием, отмечает она. Сейчас Zruchna меняет оператора и до конца месяца подпишет договор с lifecell.

У оператора самое большое географическое 3G покрытие и высокая скорость передачи данных, так как lifecell использует для строительства сети оборудование ведущего телеком-вендора Ericsson

Ставка сделана
Ставка сделана

Шрамченко говорит, что сначала компания хотела протестировать рынок, потому что была не уверена, стоит ли инвестировать в это направление. Но вскоре стало понятно, что такой бизнес – верная ставка, потому что она была сделана на развивающийся сегмент. «Количество заказов стало увеличиваться прямо пропорционально росту уже открытых онлайн-магазинов и появлению новых игроков», – отмечают в компании. Среди известных клиентов сервиса Zruchna сегодня такие компании, как Метро Кэш энд Керри, Люксоптика, Гарна мама. Также компания договорилась о сотрудничестве с Эпицентром, который недавно запустил свой интернет-магазин. Расширилась и география работы сервиса. Вначале проект охватывал только столицу, но позже его запустили в других крупных городах: Львове, Одессе, Запорожье, Харькове и Днепре. Впрочем, не все идет так гладко, как может показаться на первый взгляд. Сейчас проблемы возникают из-за того, что даже в таких городах есть зоны со слабым сигналом. «Возможно, с появлением 4G или 5G сбоев вообще не возникнет», – надеется Шрамченко.

У оператора самое большое географическое 3G покрытие и высокая скорость передачи данных, так как lifecell использует для строительства сети оборудование ведущего телеком-вендора Ericsson

Но, несмотря на технологические трудности, компания не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас ее программисты работают над мобильным приложением для клиентов. Цель проста – помочь получателю оплачивать и управлять доставкой прямо с телефона. Статус заказа будет сразу отображаться в программе сотрудников службы доставки. О серьезности этих замыслов говорит сумма, которую компания планирует потратить на развитие сервиса Zruchna в следующем году – не менее $1 млн. Значительная часть этих средств будет потрачена на установку собственных почтоматов, ведь сейчас компания работает исключительно через партнеров. В 2017-м планирует открыть 100 собственных почтоматов в городах присутствия. И это далеко не все – утверждают в компании.

На суше и в море
На суше и в море

Опыт Ин Тайм наглядно демонстрирует, как появление современных технологий предоставляет логистическим компаниям новые возможности. И возможности эти, практически безграничны – ведь «подключить» можно не только городских курьеров, но и целые грузовые суда. Таким живым примером является мировой лидер по морским перевозкам Maersk Line, который использует новейшие достижения в отрасли информационно-коммуникационных технологий по всему миру. Эта компания подписала соглашение с Ericsson о создании единой платформы по управлению судами и перевозимым контейнерам. За счет объединения всех судов в единую сеть Maersk получил возможность экономить до $50 млн. за счет оптимального планирования маршрутов и расхода топлива. Данные о состоянии всех критически важных агрегатов контейнеровозов, а также грузов (например, рефрижераторов) и свободных грузовых пространств отображаются в режиме реального времени. Набор этих факторов дает весомое преимущество на рынке, которое обеспечивает около 90% всех перевозок в мире.