Бизнес. Uber пришел

Гуд-бай, бомбилы

12 июля, 2016
Глава недавно запущенного в Украине такси-сервиса Uber Аркадий Вершебенюк рассказывает о борьбе за кошельки владельцев личных автомобилей

Аркадий Вершебенюк, глава недавно запущенного в Украине такси-сервиса Uber, рассказывает о борьбе за кошельки владельцев личных автомобилей, стоимости проезда и том, что перевозчиком может стать каждый

 

Андрей Юхименко

 

 

С июля в Киеве с прицелом на остальные крупные города страны заработал всемирно известный сервис — инновационная американская компания Uber с капитализацией $ 50 млрд.

Пассажиры ждали прихода сервиса с нетерпением, а водители такси организовали акцию протеста против его выхода на рынок.

Мировой опыт показывает: после появления Uber сфера пассажироперевозок в разных странах кардинально меняется — доля традиционных такси падает за счет увеличения доли перевозчиков, работающих с сервисом. Секрет в том, что таксистом Uber может стать любой человек, имеющий машину и время кого‑то подвезти. Вызвать такого “извозчика” можно через приложение для смартфона, указав точку, куда нужно добраться. Оплата услуг — безналичная: нужная сумма списывается с карты, указанной при регистрации клиента в системе.

Такой подход не требует ни диспетчерских служб, ни разговоров с операторами или таксистами о том, куда и за сколько ехать.

И хотя в Украине сервис будет работать лишь с теми, у кого есть право на пассажирские перевозки, Uber повлияет и на отечественный рынок, уверены в Министерстве инфраструктуры. Во-первых, он изменит в лучшую сторону стандарты оказания услуги. Во‑вторых, выплачивая налоги “в белую”, выведет часть данного сегмента рынка из тени.

Некоторые киевляне уже опробовали сервис и остались недовольны — в работающем в тестовом режиме Uber машины для них не нашлось. Но кое‑кому повезло, и своих эмоций такие клиенты не скрывают.

Аркадий Вершебенюк, генеральный менеджер компании в Украине, уверен: последних будет все больше. Как и желающих попробовать себя в роли таксиста.

— Где и когда можно начать пользоваться вашим сервисом?

— Пользоваться уже можно — начиная с 30 июня в Киеве. Как практически на всех наших рынках, мы начинаем со столицы, с самого крупного города. Далее, как обычно, мы смотрим на города-миллионники.

— В чем суть услуги, которую вы будете предоставлять в Киеве.

— Все очень просто. Нужно скачать приложение на смартфон. Зарегистрироваться, ввести данные своей [платежной] карты и все. А дальше, когда вам понадобится автомобиль, вы просто открываете приложение, оно определяет ваше месторасположение, нажимаете кнопку “Вызвать автомобиль”. И он приезжает.

— И чем вы отличаетесь от уже существующих в Украине сервисов?

— Если не вдаваться в технические детали, то есть несколько основных отличий. Во-первых, прозрачность цен. Как происходит обычно в других службах? Когда вам нужно добраться из точки А в точку B, тогда все просто. А если нужно еще заехать в точку С, это становится проблемой. А если еще есть точка D, E, то это уже становится большой проблемой. А у нас вы вызываете автомобиль и дальше едете по тому маршруту, который вам нужен. Это ваш автомобиль на то время, пока вы в нем находитесь. Пассажир всегда знает, сколько он должен заплатить, потому что он может оценить стоимость поездки перед ее началом.

  


ПОДДЕРЖАЛ: Запуск Uber сопровождал пиар от власти: сервис расхваливали в Мининфраструктуры, а мэр Киева Виталий Кличко (второй справа) посетил презентацию
ПОДДЕРЖАЛ: Запуск Uber сопровождал пиар от власти: сервис расхваливали в Мининфраструктуры, а мэр Киева Виталий Кличко (второй справа) посетил презентацию


 

— И каким будет тариф?

— Базовый — 25 грн, а дальше — 4,5 грн за 1 км и 40 коп. за минуту. Простая понятная тарификация. Здесь нет каких‑то подводных камней.

— Какие виды ваших продуктов будут доступны в Украине?

— В Украине мы запускаем сервис, который называется uberХ. Это наш самый массовый и популярный продукт. Наша компания начинала с продукта под названием UberBLACK — это был премиальный сервис, который позволял заказать лимузин. Затем мы поняли, что спрос на аналогичный сервис есть и среди массового потребителя. И потому появился uberХ. Именно с ним мы, как правило, и появляемся в каждом новом городе. Но у нас есть и другие продукты, например, UberPOOL [сервис для одновременного использования автомобиля разными пассажирами] — это следующая итерация сервиса. Как правило, в любом крупном городе есть люди, которые путешествуют если не по одинаковому, то по схожему маршруту. И они могут экономить за счет совместного проезда с другими пассажирами. Водителям это позволяет более эффективно использовать время и транспорт.

— Когда такая возможность появится в Киеве?

— Я не могу сказать. Обычно такая возможность появляется после того, как на рынке уже привыкли пользоваться uberХ.

— Как киевлянин, я знаю несколько болезней киевского такси. Например, во время дождя или в час пик такси вызвать невозможно. А вы говорите: “Нажал кнопку — и приедет”.

— Во всем мире мы стремимся к тому, чтобы каждый человек, когда ему нужно, смог открыть приложение и отправиться в поездку. Мы альтернатива и дополнение к имеющимся в городе транспортным решениям.

— То есть вы обещаете, что, нажав на кнопку, я не получу сообщения “нет автомобиля в вашем районе”?

— Спрос на услуги будет колоссальным, поэтому обещать, что такого сообщения вы не получите, я не могу. Мы сейчас полностью сфокусированы на привлечении водителей.

Мы будем конкурировать, скорее, с личным автомобилем

— Есть еще одна болезнь: в службах такси, как правило, очень старые автомобили, потому что водители экономят. Вы будете как‑то следить за качеством автомобилей?

— Да. У нас есть свои требования к партнерам. И один из критериев, естественно, автомобиль: в Украине он должен быть не старше 8 лет. Кроме того, мы отдаем предпочтение автомобилям определенного уровня. Мы не говорим, что это должны быть принципиально какие‑то супербольшие бизнес-седаны. Но это должен быть автомобиль, в котором есть некий минимальный уровень комфорта и безопасности.

— Для меня таким не является, например, автомобиль Lanos. А для вас?

— На данный момент — тоже.

— А какие водители смогут работать с вами?

— Мы работаем не с таксистами, а с партнерами. То есть с любым человеком, который будет соответствовать нашим требованиям и зарегистрируется на платформе. Основное требование — наличие регистрации в качестве частного предпринимателя или юридического лица.

  


НЕ МОГЛИ НЕ ПРИЕХАТЬ: Аркадий Вершебенюк, генеральный менеджер Uber в Украине, говорит, что приход его компании в страну — очевидный шаг
НЕ МОГЛИ НЕ ПРИЕХАТЬ: Аркадий Вершебенюк, генеральный менеджер Uber в Украине, говорит, что приход его компании в страну — очевидный шаг


  

— А в чем разница?

— Разница в том, что это необязательно должен быть человек, который профессионально, на, скажем так, ежедневной основе занимается пассажирскими перевозками. Это может быть человек, который хочет этим заниматься несколько часов в день. В этом и была логика и философия компании. Платформой часто пользуются люди, для которых это не основное место работы. Благодаря ей они становятся предпринимателями, начинают собственный бизнес.

— Но ведь у них нет лицензии на перевозку?

— Мы работаем только с теми, у кого есть лицензия. И получить ее в Украине совершенно несложно.

— Сколько людей в Киеве уже скачали ваше приложение?

— Мы, как правило, не называем точных данных, но это десятки тысяч человек.

— Многие с интересом следят за вашей компанией, ожидают, как вы измените рынок. А для вас этот рынок почему интересен?

— Прежде всего это европейская страна. Практически последняя крупная европейская страна, в которой Uber до сих не присутствовал. Страна с большой территорией и населением, которая стремится в Европейский союз. Поэтому для Uber это был вполне очевидный шаг.

— Украина, наверное, самая бедная страна Европы. На американском рынке километр проезда в такси стоит $ 3–5. А здесь люди готовы заплатить за поездку 15–20 грн, то есть меньше $ 1.

— Во-первых, мне кажется, вы немного недооцениваете рынок. У нас несколько другие данные. Во-вторых, Uber соединяет две стороны — того, кто хочет осуществить эту поездку, и того, кто хочет эту услугу предоставить. По­этому не так уж важно, каковы при этом абсолютные цифры. Главное, что в Украине есть большой рынок, большой потенциал.

— Глава Uber Трэвис Каланик заявил, что вы много зарабатываете на американском и еще 30 других рынках. А на китайском, к примеру, нет. Потери там за прошлый год составили порядка $ 1 млрд. Так что не все рынки одинаково воспринимают вашу платформу.

— Для любой компании на стадии интенсивного роста — а Uber является именно такой — это нормально. У нас есть зрелые рынки и инвестиционные рынки. Если вы видели последнее заявление Каланика, то мы прибыльны в более чем сотне городов. Комментировать ситуацию на китайском рынке я не могу, потому что не возглавляю Uber в Китае.

— Я вам немного расскажу о китайском рынке. Там есть очень серьезный местный конкурент. И из‑за этого у Uber там не все так хорошо складывается. А в Украине вы изучали рынок? Есть здесь серьезные конкуренты?

— На любом рынке конкурентом является любой вид транспорта. Но в Украине мы будем конкурировать, скорее, с личным автомобилем, стоимость владения которым растет с каждым годом, и не только из‑за его номинальной цены — возьмите расходы на бензин, страховку, обслуживание, парковку. Современные технологические платформы предоставляют доступные поездки по городу и избавляют от необходимости покупать машину. Бюджет на поездки с Uber ниже, чем стоимость владения личной машиной, да и времени экономится достаточно.

 

ВСЕ ПРОСТО: Так на экране смартфона выглядит 
приложение для вызова такси Uber

 

Мы также будем бороться и за тех людей, кто сегодня ходит по каким‑то маршрутам пешком. Миссия Uber как раз состоит в том, чтобы сделать передвижение по городу таким же надежным и доступным, как вода из‑под крана. Вы, когда открываете кран, не задумываетесь о том, будет там вода или нет. Мы хотим, чтобы каждый житель города смог зайти в приложение, заказать машину и в течение нескольких минут отправиться в поездку.

 

 

Материал опубликован в НВ №24 от 8 июля 2016 года

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев