Итоги года от НВ

Испытание мира на прочность - 2015

25 декабря, 2015
Важнейшие события международной политики уходящего года   

В 2015 году отдельные страны, воскрешая идеологию противостояния времен Холодной войны, продолжили практику испытания системы международной безопасности на прочность - как в Украине, так, отныне и в Сирии.

Центральную роль в этом абсолютно новом, "гибридном" противостоянии как и пятьдесят лет назад   играет европейский континент, выражением же этой роли стало продолжение войны на востоке Украины и масштабный кризис беженцев. Последний, как отголосок затяжного конфликта на Ближнем Востоке, поставил под угрозу существования основоположные институты Европейского союза.

В некоторой мере отнесем сюда и долговой кризис в Греции, который вместе с проблемой мигрантов поставил под вопрос эффективность ЕС как надгосударственного образования.

В свою очередь, серия терактов во Франции, связанная с ближневосточной войной, показала, насколько быстро угроза внешняя может трансформироваться в угрозу внутреннюю.

Минские соглашения - 2
Минские соглашения - 2
и тлеющий очаг войны в Европе

Новый раунд переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе, после фактического провала Минска-1, прошел в столице Беларуси 11-12 февраля 2015 года. Встреча лидеров нормандской четверки состоялась на фоне активного наступления пророссийских боевиков, которое развивалось при прямой поддержке ВС РФ.

Результатом продолжительных переговоров между лидерами Украины, Германии, Франции и России стала декларация, регламентирующая комплекс действий, направленных на урегулирование ситуации в Донбассе. Соглашение включало 13 пунктов, среди которых выделим основные: безотлагательное прекращение огня в Донбассе, отведение тяжелого вооружения сторонами конфликта, создание зоны безопасности под контролем ОБСЕ. Кроме того, предполагался также особый статус для Донбасса, амнистия членам НВФ и проведение местных выборов на временно неподконтрольных Киеву территориях региона.

Главы государств лишь приняли итоговою декларацию, ее подписанием занялась Контактная группа в составе представителей ОБСЕ, Украины, РФ, а также лидеров так называемых ДНР и ЛНР.

В заморозке конфликта по образцу Приднестровья заинтересованы все стороны переговоров

На практике, выполнение Минска-2 не состоялось, уже после переговоров пророссийскими боевиками был захвачен стратегический железнодорожный узел Дебальцево, ситуация на протяжении полугода после минской встречи складывалась в сторону заморозки конфликта на востоке Украины по образцу Приднестровья. Все стороны переговоров по-своему заинтересованы в этом, в особенности ведущие державы ЕС, РФ и формально, находящиеся в стороне США.

На протяжении всего 2015 года активно велись разговоры о возможном расширении формата нормандской четверки за счет США и ближайших соседей Украины - в данном случае Польши. Однако, как в Берлине и Париже, так и в Москве и Киеве весьма скептически отнеслись к этой идее, Вашингтон же продемонстрировал желание формально не участвовать в дипломатической игре европейцев, по мере возможности и желания влияя на процесс из-за кулис.

Только 26 августа Контактная группа достигла договоренности о полном прекращении огня в Донбассе с 1 сентября 2015 года. В целом до середины осени НВФ придерживались режима тишины, однако, позже начали вновь возвращаться к обстрелам украинских позиций из запрещенного вооружения.

Кроме того, по данным ОБСЕ боевики имитировали отвод вооружений, запрещенных договоренностями, достигнутыми в Минске. В ноябре 2015 года нормандская четверка фактически признала невозможность в силу ряда причин полной реализации положений Минска-2 до конца текущего года.

Новый виток сирийского конфликта
Новый виток сирийского конфликта
и общая нестабильность Ближнего Востока

Затяжной вооруженный конфликт на Ближнем Востоке запылал с новой силой после включения в него Российской Федерации, которая начала регулярные бомбардировки сирийской территории  осенью 2015 года. В Кремле сразу же исключили вариант наземной операции в Сирии, однако, по данным агентства Reuters, россияне уже сосредоточили в сирийской провинции Хомс артиллерийскую бригаду, что существенно расширяет контингент РФ и средства достижения поставленной в Кремле цели военной операции.

Несмотря на заявления Кремля о борьбе против ИГИЛ, на Западе полагают, что истинной целью Москвы является упрочнение режима Башара Асада путем бомбардировок вооруженных формирований сирийской светской оппозиции, поддерживаемой США и Саудовской Аравией. По данным американской разведки, лишь 30% российских авиаударов приходилось на территории, подконтрольные ИГИЛ.

Примечательно, что российское вмешательство в сирийский конфликт произошло на фоне некоторого ослабления ИГИЛ. Теснимые курдами и отчасти силами сирийской антиасадовской оппозиции, джихадисты стали терпеть поражения на части территорий как Сирии, так и Ирака. Очевидно, тактика международной коалиции опиралась на решение ослабить джихадистов не массированными авиационными ударами, и уж тем более не сухопутной операцией (о чем откровенно заявили в Минобороны ФРГ), а изоляцией боевиков на подконтрольных им территориях с целью самоуничтожения последних в междоусобицах.

В свою очередь, по данным западных СМИ, лидеры террористов решили изменить тактику борьбы с Западом, перенеся войну на территорию противника, засылая эмиссаров в Европу и США для организации терактов и диверсий. В частности, примером этого стали кровавые теракты в Париже 13 ноября 2015 года.

Лишь 30% российских авиаударов приходилось на территории, подконтрольные ИГ

В этом же ряду стоит и отголосок российской военной операции в Сирии - теракт на борту российского пассажирского самолета A321 компании Когалымавиа, следовавшего из Египта в Санкт -Петербург. Катастрофа произошла в небе над Синаем 31 октября, погибли 217 человек. Разведки Великобритании и США, опираясь на данные израильских коллег, сразу же заявили, что, скорее всего, авиалайнер был уничтожен в результате теракта.

Однако в Кремле признали факт террористической атаки на самолет лишь через несколько недель, и до этого момента избегали подробных комментариев трагедии над Синаем. Молчала и российская разведка. Глава администрации президента РФ и выходец из структур КГБ Сергей Иванов прокомментировал вакуум заявлений российских спецслужб следующим образом: "Это не значит, что она ничего не знает. Разведка не должна трезвонить".

Ответственной за уничтожение аэробуса взяли на себя террористы ИГИЛ. В распространенном заявлении они утверждали, что теракт был организован в отместку за начало российской операции в Сирии и продемонстрировали фотографию с якобы самодельным взрывным устройством, заложенным на борту A321.

Уничтожение турками российского бомбардировщика Су-24
Уничтожение турками российского бомбардировщика Су-24
Следствие военной операции российских ВКС в Сирии

По словам турецкой стороны, российский военный самолет вторгся в воздушное пространство страны и не реагировал на предупреждения турок (согласно данным Анкары, их было 10), после чего был сбит. Бомбардировщик упал на территории Сирии, подконтрольную сирийским туркменам (этнос, близкий к туркам и борющийся с правительственными силами Башара Асада), один пилот был убит повстанцами, второй, согласно заявлению Минобороны РФ, был спасен.

Немалая часть российских авианалетов в Сирии как до, так и после уничтожения Су-24, была сосредоточена по приграничным территориям, подконтрольным сирийским туркменам, что вызывало значительное раздражение в Анкаре. В начале декабря премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу обвинил РФ в проведении этнических чисток на территории Сирии, направленных на расширение российского военного присутствия в этой стране.

Уничтожение Су-24 добавило на карте международных отношений еще одну точку напряжения 

Уничтожение Су-24 резко ухудшило двусторонние отношения между РФ и Турцией, добавив на карте международных отношений еще одну точку напряжения и скорректировало расстановку сил в регионе. Кремль был склонен считать Анкару если не полноценным союзником, то ситуативным партнером в разворачивающемся противостоянии с Западом. Турция не присоединилась к санкциям ведущих держав, введенных против Москвы после российской агрессии в Украине.

Кроме того, внутриполитическая атмосфера в Турции, характерная для эпохи Реджепа Эрдогана, напоминает стиль Владимира Путина. Трансформация внутриполитической повестки дня при Эрдогане в сторону авторитаризма уже вызвала резкую критику со стороны ЕС. Немудрено, что Кремль видел в Турции опору для своей антизападной внешней политики и союзника в реализации таких амбициозных проектов как Турецкий поток.

Россия выбирает нового внешнеполитического противника
Россия выбирает нового внешнеполитического противника

В ответ на инцидент с бомбардировщиком РФ активизировала антитурецкую риторику в государственных СМИ, ввела против Анкары ряд санкций, а с 1 января 2016 года намерена отменить безвизовый режим для граждан этой страны.

Президент РФ Путин, назвав уничтожение Су-24 "ударом в спину", позже пообещал, что Анкара не отделается только лишь "помидорами" (продовольственным эмбарго).

В свою очередь Турция, обладающая мощной армией и будучи с 1952 года членом НАТО, заняла выжидательную позицию в отношении ответных мер против РФ, вновь отметив, что при повторном нарушении своих границ будет действовать таким же образом.

В любом случае, прямое военное вмешательство Российской Федерации в сирийский конфликт на стороне Башара Асада тактически изменило расстановку сил в регионе и, как не парадоксально, заставило западные державы активизировать дипломатические усилия для нахождения выхода из сирийской трясины.

Россия же, несмотря на обретение в лице Сирии нового зарубежного объекта для проецирования своей военной силы, потеряла важного регионального партнера в лице Турции.

Массовая миграция
Массовая миграция
 из охваченного войной Ближнего Востока

Продолжающийся хаос на Ближнем Востоке в 2015 году привел в движение еще большие людские массы, спровоцировав наплыв беженцев из Сирии, Ирака, отчасти Афганистана и стран Северной Африки. Его испытали на себе в первую очередь страны Южной Европы, играющие роль перевалочного пункта, откуда мигранты отправлялись в Германию, Францию и другие благополучные страны ЕС. Так, в МВД Германии уже неоднократно заявляли, что страна исчерпала лимит на прием беженцев из стран Ближнего Востока.

По данным Международной организации по миграции, в ЕС с начала 2015 года уже прибыло порядка миллиона беженцев, около 3700 человек погибли, пытаясь попасть в Европу через Средиземное море.

Впервые со времен Холодной войны страны Евросоюза столкнулись с настолько острым вызовом для своей безопасности, который, по словам главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, может привести к краху всей политической и социальной архитектуры Европы.

В конце 2015 года страны союза пошли на беспрецедентную меру - частично восстановили пограничный контроль между членами ЕС, правда, здесь свою роль сыграли и теракты во Франции, совершенные джихадистами 13 ноября 2015 года.

Кризис может привести к краху всей политической и социальной архитектуры Европы

Для беженцев не последним мотивом, помимо физической безопасности, являются и высокие пособия в странах ЕС и особенно Германии, позволяющие относительно сносно жить в пределах стран унии. Представитель Еврокомисии Гюнтер Эттингер даже предложил Германии сократить размер социальных пособий, очевидно намекая на возможность лишить беженцев стимула стремиться именно в эту страну.

Брюссель в авральном порядке также начал тушить пламя надвигающегося коллапса, решив распределить между странами - членами союза квоты на прием беженцев. Против такого решения категорически выступили страны Центральной Европы, отказавшиеся признавать квотный принцип распределения мигрантов. Чехия даже пригрозила Брюсселю иском в случае навязывания ей квот на прием мигрантов.

В среде стран ЕС уже назрел раскол по региональному признаку, обусловленный разностью взглядов на решение проблемы беженцев, что является опасным сигналом для брюссельской бюрократии. 

Неожиданный бенефициар
Неожиданный бенефициар
европейского кризиса беженцев

Неожиданным бенефициаром кризиса европейского масштаба стала Анкара, получившая 29 ноября на саммите Турция-ЕС солидный внешнеполитический аванс от Брюсселя.

Финансовая помощь европейцев направлена на обустройство беженцев на турецкой территории, кроме того, Анкаре посулили либерализацию визового режима со странами ЕС. По словам президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, в будущем Турция получит и реальную перспективу членства в союзе.

"Мы являемся европейским обществом и судьба континента - это наша общая судьба" - подчеркнул на саммите премьер-министр Ахмет Давутоглу.

Невзирая на проблемы со свободой слова и курдский вопрос, вызывающий острую критику Брюсселя в адрес Анкары, ЕС послал своему партнеру четкий сигнал в заинтересованности в тесном сотрудничестве на фоне усилившегося хаоса на Ближнем Востоке и общей нестабильности в Евразии.

После резкого обострения отношений с РФ, Анкара получила зеленый свет на другом стратегическом направлении своей внешней политики.

Балканская экспансия НАТО
Балканская экспансия НАТО
 и гневные филиппики Москвы в ответ
Ключевым событием для Североатлантического альянса в 2015 году стало решение о принятии в свой состав еще одного члена - Черногории. Это небольшое балканское государство 2 декабря получило приглашение от генсека Йенса Столтенберга стать 29-м членом альянса. Кроме того, Черногорию также рассматривают в качестве будущего члена Евросоюза, и тоже 29-го по счету.

Россия выступила против вступления Черногории в альянс, заявив, что такой шаг негативно скажется на европейской безопасности, а также на отношениях НАТО с РФ.

В Кремле моментально заявили, что анонсированное вступление этой страны в НАТО приведет к ответным действиям, правда не уточнили, к каким именно. В свою очередь, Министерство иностранных дел России, пользуясь хорошо отработанной риторикой Холодной войны, назвало решение о принятии Черногории "конфронтационным шагом", который дестабилизирует систему безопасности в Европе и покушается на безопасность "других государств".

В Москве уже заявили, что присоединение Черногории к НАТО приведет к ответным действиям российской стороны

Необходимо отметить, в Черногории исторически, еще со времен российско-турецких войн 19 века, сложилось положительное отношение к России, и стремление Кремля создать образ нового врага на Балканах выглядит иррационально. 

Вступление страны в альянс носит скорее желание обезопасить себя за счет мощного покровителя в потенциально взрывоопасном регионе, в котором до сих пор дремлют до поры до времени притихшие стихии национального соперничества и исторических обид разных наций.

Примечательно, что прием в Альянс в 2009 году Албании и Хорватии не вызвал столь яростной риторики РФ, как в случае с Черногорией.

Парижские теракты
Парижские теракты
эхо войны на Ближнем Востоке

Серия терактов в столице Франции в ночь с 13 на 14 ноября всколыхнула Европу и моментально переформатировала и без того не отличающийся стабильностью тактический расклад сил на континенте, который сложился после вторжения России в Украину в 2014 году.

Террористы, связанные с ИГИЛ, организовали серию кровавых терактов в Париже, под удар попал стадион Стад де Франс, на котором во время матча между сборными Франции и Германии присутствовали главы МИД двух стран. Также неизвестные захватили заложников в клубе Bataclan и открыли стрельбу в одном из парижских ресторанов и торговом центре. Жертвами атак стали 129 человек.

В отличие от расстрела исламистами редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo, случившегося 7 января, новый удар по французской столице отличался еще большим масштабом, и преследовал далеко идущие цели запугать противника на его собственной территории.

Сложно понять, насколько успешно джихадисты выполнили это задание, но изменение во внешнеполитической конфигурации континента произошло - РФ усилиями Франции и при молчаливом согласии большей части американского руководства из международной парии превратилась в важного партнера в деле борьбы с ИГИЛ.

Франсуа Олланд объявил войну Исламскому государству

Совсем к месту пришлась и военно-воздушная кампания Кремля в Сирии. Президент Фрнации Франсуа Олланд, провозгласивший от имени Запада войну с ИГ на уничтожение, нанес визит в Вашингтон и Москву. В двух столицах он лоббировал идею широкой антитеррористической коалиции против джихадистов, которая должна включать и Россию.

И если в Вашингтоне не совсем понимали ее необходимость (коалиция уже существует под верховенством США), то в Москве, давно обхаживающей Запад с предложением "руки и сердца", очевидно, выразили самую горячую поддержку этой идеи.

Владимир Путин еще на юбилейной 70-й сессии ООН в Нью-Йорке заявил о необходимости такой коалиции, намекая Западу на возможность забыть об Украине в обмен на действенную помощь против ИГИЛ. Еще более откровенным был глава МИД РФ Сергей Лавров, предложивший Западу на время отложить все противоречия и объединиться против исламистов, назвав их общим врагом всего цивилизованного мира.

Невзирая на жестко задекларированную позицию США, ЕС и того же Олланда о том, что участие Москвы в борьбе против ИГИЛ не будет оплачено интересами Украины, как в Киеве, так и в других восточноевропейских столицах обеспокоились ситуативным сближением Запада и РФ.

Дискуссионным остается вопрос, почему Франция не задействовала статью 5 устава НАТО (нападение третьей стороны на одного из членов НАТО является нападением на альянс в целом), а предпочла проработку варианта с переформатированием коалиции с включением РФ. Не исключено, что за этим шагом кроется желание США не сковывать силы альянса на Ближнем Востоке ввиду их необходимости на восточных рубежах ЕС для сдерживания РФ.

Западные санкции в отношении РФ
Западные санкции в отношении РФ
останутся в силе до выполнения Минских соглашений

Президент РФ Владимир Путин во время ноябрьского саммита G20, состоявшегося в Турции, неожиданно увидел спад напряженности в отношениях между его страной и Западом.

После уничтожения российского аэробуса А321 над Синаем и парижских терактов 13 ноября Путин начал разыгрывать карту угрозы международного терроризма для осуществления своей давней идеи оказать помощь Западу в обмен на свободу действий в Восточной Европе и других регионах.

Он заявил, что "жизнь идет вперед, все меняется, возникают новые проблемы... которые трудно решать в одиночку кому бы то ни было, и нужно объединять усилия".

Во время саммита в Анталье он фактически обвинил Запад в одностороннем давлении на Россию, которая несмотря на такую "недружественную" позицию всегда готова к партнерству. Согласно Путину, Москва никогда не отказывалась от "добрых отношений" с партнерами ни на Востоке, ни на Западе.

Тем не менее, невзирая на анонсированную лидером РФ оттепель, ЕС в конце 2015 -го продлил антироссийские санкции еще на полгода. В свою очередь, США в декабре усилили санкционное давление на Кремль, введя дополнительные ограничения против российских компаний, которые работают в оккупированном Крыму.

Несмотря на некоторые трения среди членов ЕС, усиления российского фактора в сирийской гражданской войне и общих дипломатических игр на фоне мировой нестабильности, Запад остался при мнении, что санкции останутся в силе до полного выполнения Российской Федерацией Минских соглашений.

Крупнейшая экономическая амбиция США
Крупнейшая экономическая амбиция США
Против гегемонии Китая в АТР

Администрация Барака Обамы в 2015 году таки сумела заключить соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership), которое является крупнейшим за последние 20 лет торговым договором, предусматривающим создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как ожидается, объединение охватит 40% мировой торговли и 12 стран региона: США, Японию, Новую Зеландию, Вьетнам, Канаду, Австралию, Малайзию, Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексику. По данным агентства Bloomberg, это соглашение было одним из главных приоритетов президента Обамы в сфере экономики и внешней политики.

Договор и создание зоны свободной торговли рассматривается как возможность в экономическом плане противостоять Китаю и вскрывает приоритет внешней политики действующей администрации, а именно: основной упор на Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором необходимо задержать экономическую и политическую экспансию КНР.

Напомним, что еще один подобный проект США продвигают совместно с ЕС в регионе Северной Атлантики - Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Transatlantic Trade and Investment Partnership). Обозреватели считают зону свободной торговли с ЕС в некотором роде, дополнительным соглашением к вышеуказанному Транстихоокеанскому партнерству.

Текст: Сергей Денисов

   


При подготовке лонгрида использовались фото: Пресс-служба президента Украины, European pressphoto agency (EPA),  Ronnie Macdonald/Flickr, Travel Aficionado/Flickr