19 августа 2017, суббота

Уроки войны

комментировать
Как говорить о мужестве украинских военных с детьми, чьи семьи поддерживали сепаратистов, а ведь их там не одна, не две и даже не сто? Как вообще говорить о произошедшем так, чтобы слова лечили, а не бередили раны?

Недавно министерство образования Украины объявило о новшестве. Отныне школам рекомендуется провести цикл «уроков мужества», посвященных украинским военным и добровольцам, «их готовности отдать жизнь за мир и спокойствие» в стране и героизму волонтеров, помогающих обеспечивать войска и вывозящих мирных жителей из зоны АТО. Министерство советует упомянуть и украинцев, принимающих "у себя семьи, вынужденных покинуть свои родные дома».

Идея на первый взгляд хорошая и правильная, хотя многое зависит от ее реализации.

Во-первых, некоторые варианты формата, предлагаемые министерством (встречи с бойцами, ранеными, волонтерами), кажутся несколько демонстративными. Мне думается, что непосредственное привлечение школьников, особенно старших, к волонтерской работе, например, организация благотворительной ярмарки для сбора средств армии или переселенцам, участие в сортировке или упаковке собранной помощи, могли бы быть более эффективными.

Даже если этим мальчикам и девочкам повезло и там, где они живут, война уже закончилась, кошмары останутся с ними надолго

Во-вторых, сама идея проведения таких уроков на территории, где только закончилась война, кажется преждевременной. Как сейчас говорить о мужестве украинских военных с детьми, чьи семьи поддерживали сепаратистов, а ведь их там не одна, не две и даже не сто? Как ребенок, чей отец погиб или стал инвалидом, воюя на стороне противника, воспримет слова учителя об освобождении Донбасса нашей армией? Как вообще говорить о произошедшем так, чтобы слова лечили, а не бередили раны? Возможно, на Донбассе с такими уроками стоит повременить, если нам нужна единая страна, а не новые сражения за героев?

В-третьих, кроме уроков мужества (по сути – «уроков войны»), нам очень не помешало бы задуматься и об уроках мира. О чем это? Через несколько дней в школы и детсады по всей стране пойдут тысячи детей, переживших самые страшные каникулы в своей жизни. На одном из каналов был сюжет о пятилетнем мальчике из Лисичанска, поседевшем после того, как ему в спину смеха ради стреляли боевики. Чтобы рассказать обо всех детях, раненых при обстрелах, хоронивших родных, сидевших в подвалах, бежавших под огнем из родного города или села, не хватит никаких телеканалов.

Даже если этим мальчикам и девочкам повезло и там, где они живут, война уже закончилась, их страхи и кошмары никуда не делись и не денутся еще долго. В психологии это состояние называется посттравматическим синдромом (ПТС) – серьезным психическим расстройством, способным отравлять жизнь годами.

У людей, страдающих от посттравматического синдрома, меняется поведение. Они могут демонстрировать взрывную реакцию, агрессивность, приступы ярости, нарушения памяти и концентрации внимания, общую тревожность, нарушения сна, которые в свою очередь способствуют дестабилизации поведения. Это неполный список проблем, с которыми придется столкнуться учителям и воспитателям детей из зоны АТО.

Эта ситуация требует квалифицированных действий со стороны взрослых, работающих в детских коллективах (которым, к слову, самим может быть нужна помощь). Им нужно быть готовым к тому, что учить и воспитывать будет сложней, внештатные ситуации и конфликты будут происходить чаще, чем обычно. Что правильная реакция – не консервация травмы через запрет, отрицание, наказание, а выслушивание, забота, в том числе в физических проявлениях (погладить, подержать за руку), организация возможности контакта с природой, простой деятельности вроде уборки. То есть помощь в «выливании» боли.

Понятно, что у министерства образования нет денег даже для ремонта разбомбленных школ, не то, что для отправки в зону АТО квалифицированных психологов и организации системной работы с ПТС. И что территория, где ситуация сложней всего, пока недоступна из-за боевых действий, тоже понятно.

Но ведь есть вещи, которые не требуют специальных финансовых затрат. Краткую и адекватную методичку по ПТС вполне могли бы написать и штатные психологи министерства, хотя для верности все же лучше попросить об этом волонтеров из службы психологической помощи Майдана. Разослать ее по всем функционирующим школам и детсадам - тоже дело незатратное.

А дальше министерство могло бы рекомендовать либо провести отдельные уроки на эту тему в рамках курса «Основ здоровья», либо просто предоставить эту информацию в пользование учителям, чтобы они лучше понимали, что может происходить с ними самими, с детьми и как с этим справляться. И даже, возможно, почувствовали, что руководство не только раздает им ценные указания, но и пытается хоть как-то помочь.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.