5 декабря 2016, понедельник

Варшавский саммит: НАТО готовится к противостоянию с РФ

комментировать
Альянс планирует отбить у Кремля охоту даже помышлять о военной конфронтации с Западом

Последний варшавский саммит НАТО стал, пожалуй, одним из самых важных событий для Альянса с окончания «холодной войны». Он закрепил и формализовал основные оборонные инициативы, озвученные с Уэльского саммита 2014 года.

Какие результаты и уроки принес июльский саммит НАТО? Какое будущее видит перед собой организация, без малого семьдесят лет стоящая на страже евроатлантической безопасности? Ответы на эти вопросы в той или иной степени можно было увидеть еще задолго до того, как официальная встреча в Варшаве их окончательно формализовала. Итак.

1. Военный компонент. Как я уже писал ранее, США, а следом за ними и НАТО, учли неожиданные для Европы ХХI века уроки российской агрессии, начиная с аннексии украинского Крыма (в форме «гибридной агрессии») и последующего вторжения и оккупации украинского Донбасса (где изящество «гибридного сценария» очень быстро сошло на нет, разбившись о суровые реалии затяжных боев с украинской армией).

Если ответ на «гибридный сценарий» был дан еще Уэльским саммитом альянса в 2014 году, то нынешний, Варшавский, поставил точку в сомнениях по поводу готовности организации ввязаться в потенциальное полноценное военное противостояние с РФ с массированным использованием пехоты, танков, артиллерии и (на начальных этапах) авиации.

Решение о развертывании четырех полноценных батальонов на Восточном фланге НАТО носит в первую очередь психологический характер и направлено на то, чтобы отбить у Кремля охоту даже помышлять о военной конфронтации с Западом. Оно свидетельствует о том, что в Брюсселе решительно настроены организовать серьезный отпор РФ, если она вздумает устроить в Прибалтике или в Польше (где и будут базироваться, соответственно, 3 и 1 батальон) то же, что и на Востоке Украины.

Правда, интригой саммита была судьба четвертого батальона, которому в альянсе до последнего не могли найти координатора – «шефство» над тремя взяли, соответственно, США (батальон в Польше), Великобритания (в Эстонии) и Германия (в Литве). В последний момент союзников решила поддержать Канада (в Латвии), финализировав «Прибалтийскую тройку». Следует также отметить, что по составу батальоны будут многонациональными, а «закрепленные» страны будут осуществлять общую координацию и командование. Работа по формированию и развертыванию батальонов запланирована на следующий, 2017 год.

2. Противостояние с РФ. В финальном коммюнике по результатам саммита лидеры стран-членов НАТО еще раз подчеркнули, что действия РФ последних лет стали угрозой стабильности и безопасности, усилили непредсказуемость и риски, изменив таким образом баланс европейской и евроатлантической безопасности.

Прикрываясь мнимым нарушением эфемерных обещаний, якобы данных Брюсселем и Вашингтоном Москве касательно «невмешательства» в сферу интересов РФ в Восточной Европе, Кремль нарушил все мыслимые и немыслимые международные нормы, в том числе Основополагающий документ о Совете Евроатлантического партнерства, Основополагающий Акт Россия–НАТО 1997 года, и Римскую декларацию 2002 года, изменив таким образом саму архитектуру евроатлантической безопасности.

Тем не менее, возвращаясь как в военном, так и в политическом контексте к практикам «холодной войны», Альянс решил поддерживать с РФ минимально допустимый политический диалог для обеспечения канала обмена информацией и политической коммуникации, который не раз доказывал свою полезность в худшие дни противостояния США и СССР.

После завершение саммита начались консультации по поводу проведения первого с 2014 года заседания Совета Россия–НАТО. При этом основной акцент планируется сделать на выводе российских войск с территории Восточной Украины и прекращении вооруженных провокаций со стороны поддерживаемых Москвой сепаратистов.

Официальная реакция РФ, как и ожидалось, была выдержана в традиционной риторике, обвиняющей «агрессивный Запад» в раздувании «горячки гонки вооружений» против целиком и полностью гуманной и миролюбивой России, готовой (если что) на «конструктивный диалог».

2. Терроризм и Ближний Восток. Альянс счел целесообразным занять более активную позицию в борьбе с Исламским государством. Так, самолеты воздушной системы раннего обнаружения и контроля Е-3 AWACS стран-членов НАТО будут использоваться для координации авиаударов по ИГИЛу.

Кроме того, немногим ранее польские ВВС приняли решение о переброске более 52 истребителей F-16 в Кувейт и Ирак для нанесения ударов по позициям «Даеша».

Таким образом, AWACSы Альянса обеспечат комплексность участия стран-членов НАТО в борьбе против «Исламского государства».

3. Поддержка Украины. Принятие пакета комплексной поддержки Киева на заседании Комиссии Украина–НАТО на второй день саммита, несмотря на свою серьезность и масштаб, не несут в себе ничего нового. Если внимательно присмотреться к направлениям, по которым Альянс будет предоставлять помощь нашей стране, нетрудно заметить, что все они повторяют сферы действия созданных еще в 2014 году, во время Уэльского саммита, трастовых фондов. О них же вспоминал на заседании комиссии Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Правда, в самом пакете эти сферы более детализированы и разбиты на 40 пунктов для максимальной конкретизации предоставляемой помощи.

Что же до того, что вместо предоставления летального оружия в рамках помощи нашей стране, Киев получил возможность покупать такое оружие в Польше, этот план наших Западных соседей был инициирован еще год назад.

Именно тогда, в мае 2015, Варшава огласила подробности стратегии усиления обороноспособности соседних государств. Польша создала специальный фонд с целью предоставления экспортных займов, в том числе и для продвижения предприятий национального ВПК на рынки Восточной Европы.

Географически план включает отдельные страны Вышеградской группы – саму Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию, плюс Румыния и Болгария, а также Прибалтику. Польша примеряет на себя роль регионального лидера с целью объединить соседние европейские страны в стремлении интенсифицировать региональное сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

Вербализация тезиса о том, что членство Украины в НАТО на данном этапе не находится на «повестке дня» Брюсселя еще раз сигнализирует Киеву о том, что Альянсу нужен не просто партнер с солидным боевым послужным списком (если брать во внимание противостояние сначала «гибридной», а потом и конвенциальной агрессии ВС РФ), но партнер стратегический, способный принести системе коллективной безопасности не только военную пользу, но и укрепить ее стабильностью и отточенностью своих механизмов национальной безопасности – не говоря уже об экономической и политической стабильности.

В целом, Варшавский саммит НАТО принес вполне ожидаемые результаты. Он закрепил инициативы Уэльского саммита 2014 года, дополнив готовность альянса противостоять «неопознанным зеленым человечкам» с помощью Силы сверхбыстрого реагирования созданием мощного «кулака» из четырех батальонов в Прибалтике и Польше.

По словам американского президента, ослабленная Brexit’ом Европа «может всегда положиться на помощь» США в деле обеспечении трансатлантической безопасности. Тем более, что формально вышедшая из ЕС Британия остается в НАТО, и намерена оставаться надежным союзником как Брюсселя, так и Вашингтона.

Украина получила мощный сигнал о политической, экономической и военной поддержке, которая фокусируется на уже намеченных направлениях сотрудничества и помощи.

Этим Киеву как бы намекают, что для следующего шага в партнерстве с Альянсом необходимо выполнить «домашнее задание», включающее, помимо прочего, внутренние реформы сектора безопасности, без которых о полноценном членстве в НАТО говорить рановато – как это и было явно продемонстрировано.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.