24 июня 2017, суббота

Как Турции помешали начать войну чужими руками

комментировать
НАТО посылает четкий сигнал: даже союзник или страна-партнер не сможет использовать Альянс в своих внутриполитических целях

Президент США Барак Обама и турецкий президент Реджеп Эрдоган договорились о тесной координации усилий в совместной борьбе против «Исламского государства». Это решение стало результатом некоторых любопытных внешнеполитических поворотов, которые косвенно могут служить уроком для Украины.

Все началось на прошлой неделе с серии громких событий: терактов на турецко-сирийской границе, организованных террористами-смертниками из ИГИЛ и унесших 32 жизни, а также взрыва машины на юго-востоке страны в Диярбакире, за которым стояли боевики Рабочей партии Курдистана (РПК).

В ответ Анкара нанесла ряд воздушных ударов по целям РПК в Северном Ираке и целям ИГИЛ в Сирии. Кроме того, Турция как член НАТО решила апеллировать к статье 4 Вашингтонского договора, гарантирующей любому из союзников право инициирования консультаций на наивысшем уровне организации в случае «угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности».

Альянс отреагировал оперативно, и уже 28 июля в Брюсселе заседал экстренно созванный Североатлантический совет. Однако, невзирая на чаяния Турции, которая хотела получить политическое «добро» на начало ограниченной военной кампании против РПК и ИГИЛа, совет ограничился лишь вербальной политической поддержкой Анкары. Что же вызвало столь мягкую реакцию Альянса? На первый взгляд, вновь проявляется нерешительность союзников перед лицом реальной угрозы. Но это лишь на первый взгляд. Есть как минимум три важных фактора, позволяющих взглянуть на ситуацию по-иному.

Возобновляя конфликт с курдами, Эрдоган хотел увеличить свой рейтинг

Во-первых, официальная позиция Турции. Ни одно из пламенных заявлений турецких политиков не дает ответа на ключевой вопрос: кто является большей угрозой для безопасности страны - ИГИЛ или РПК? Нанесение ударов по целям обеих групп еще больше сбивает с толку союзников по Альянсу, который и без того весьма осторожно подходит к проблеме военного противостояния с боевиками ИГИЛ, а тут еще Анкара предлагает расширить список целей курдами.

Во-вторых, курды. Будучи главной головной болью Турции (а также Ирака, Сирии, Ирана и Армении) на протяжении вот уже более 30 лет, именно эта этническая группа является сейчас одной из основных ударных сил в наземном компоненте войны с ИГИЛ, а, соответственно, ценным стратегическим союзником Вашингтона.

И, в-третьих, сама Анкара, точнее, президент Эрдоган. По результатам последних выборов в национальный парламент страны значительную часть мандатов получила партия, поддерживающая курдов. Возобновляя конфликт и начиная «маленькую» войну, президент старается склонить на свою сторону националистов и, получив их поддержку, исправить политический дисбаланс в ближайшие месяцы. А лучшего способа начать личную войну чужими руками, чем привлечь НАТО, Анкара не придумала.

Иными словами, турецкий политикум пытается использовать Альянс для решения внутриполитических проблем, связанных с выборами и борьбой за власть. А вот этого Брюссель стерпеть никак не мог.

Именно потому финальная декларация Североатлантического совета подчеркивает лишь «мощную солидарность» с Турцией в вопросах ее безопасности.

Однако вовсе оставить Турцию в этой ситуации союзники все же не решились, в первую очередь потому, что она является одним из ключевых региональных игроков в военной кампании против ИГИЛ. «Подсластить пилюлю» вызвались Соединенные Штаты. Именно Вашингтон долгое время склонял Анкару к более активному участию в боевых действиях против ИГИЛ.

В конце концов Турция согласилась на участие национальных ВВС в нанесении ударов по целям группировки и дала добро на использование ВВС США стратегической военно-воздушной базы Инчирлик. Про «курдские» цели в процессе консультаций все как-то забыли.  

На примере Турции Альянс четко дал понять: ни одно государство, даже союзник или страна-партнер, не может использовать НАТО в своих внутриполитических целях.

Украине стоит обратить на этот пример самое пристальное внимание. В Киеве всегда было слишком много политиков и политических сил, которые не прочь спекулировать на темах евроатлантического вектора внешнеполитического курса страны с единственной целью – «сделать» себе выборы. При этом, естественно, никто из этих политиков не был заинтересован в том, чтобы страна действительно шла упомянутым курсом. Ведь чем тогда «обрабатывать» электорат во время следующей кампании, отвлекая его от проблем более насущных, связанных в первую очередь с плачевной социально-экономической ситуацией?

Впредь политической элите Украины следует более внимательно относиться к политическим оценкам, которые напрямую затрагивают сотрудничество и потенциальное членство в системе коллективной безопасности НАТО. Потому как не всегда геополитическое расположение страны может само по себе служить аргументом на высшем уровне мировой политики.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.