3 декабря 2016, суббота

Срыв национальной безопасности

комментировать
Чуждая нашей стране модель защиты национальной безопасности может обернуться очередной катастрофой

По итогам второго заседания Военного совета представители силовых структур, командиры добровольческих батальонов, офицеры спецслужб, которые входят в этот орган, разработали ряд предложений построения сектора военной безопасности. «Его рецепт заключается в создании профессиональной армии численностью 150 тысяч человек и мощного резерва – около 500 тысяч. При этом территориальная оборона будет привязана к территориальным административным единицам и будет заключаться в двух компонентах – резерв для Вооруженных сил и Национальной гвардии», – подчеркнул координатор Военного совета, подполковник запаса Дмитрий Тымчук. Глава правительства Арсений Яценюк ожидает скорейшего утверждения указом СНБО новой военной доктрины. Однако решать такие вопросы в отрыве от общей концепции национальной безопасности слегка опрометчиво.

«Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях», – писал о военном искусстве классик стратегической мысли Сунь-Цзы. Как ни странно, мысль, отраженная в этой цитате, применима не только к управлению армией, но и к управлению современным аппаратом национальной безопасности страны.

Эффективное функционирование сектора национальной безопасности зиждется на двух китах: угрозы и ресурсы.

Опыт РФ учит, как растратить свой потенциал, сведя функции всего аппарата безопасности к банальной политической «охранке»

Планирование реформ и выбор конкретной модели системы национальной безопасности в целом и её военного компонента в первую очередь должны строиться на чётко определённых и сформулированных приоритетах. Исходя из того, какие угрозы являются наиболее актуальными в долгосрочной перспективе, страна выбирает конфигурацию силового аппарата, которая будет наиболее эффективной в упреждении или отражении этих угроз.

Здесь вступает в игру второй компонент – ресурсы. Любая страна должна соотносить необходимый масштаб аппарата нацбезопасности и то, сколько придётся за него заплатить. Если цена неподъёмна, есть два варианта: находить баланс внутри или  присоединяться к тем системам международной безопасности, которые позволят, сэкономив, добиться желаемого уровня защиты. Именно на такой логике базируется сотрудничество в рамках коллективной (а также кооперативной для стран-партнеров) безопасности между странами-членами НАТО.

При этом сформированная система не является статичной – она эволюционирует вместе с угрозами. Учтя особенности украино-российского конфликта, Альянс тут же внёс  коррективы в свои военные доктрины. Их упор на силы быстрого реагирования совсем не случаен – он органично дополняет существующие механизмы военной взаимопомощи. Эти силы нужны для того, чтобы сдерживать натиск «зелёных человечков» до тех пор, пока не появится возможность определить их принадлежность к конкретной национальной армии. И тогда вступает в действие известная 5 статья Вашингтонского договора со всеми печальными для агрессора последствиями – ведь, несмотря на новомодные сетевые, гибридные и информационные войны, традиционной войны пока никто не отменял.

Украине следует подходить к реформированию своего сектора национальной безопасности с тех же позиций. Нужно согласиться с точкой зрения многих авторитетных экспертов о том, что нельзя просто скопировать «чужую» архитектуру национальной безопасности – ведь в каждой стране она развивалась по-своему. Большим плюсом для нашей страны является то, что и в армии, и в спецслужбах на среднем уровне начинают появляться настоящие профессионалы, закалённые не кабинетными интригами и распиливанием бюджета, а решением реальных задач. Видение этих людей уже не позволит создать бездействующий аппарат безопасности страны.

Однако это видение не должно быть затуманено излишней политизацией. Пример той же России, казалось бы, имеющей в своём распоряжении прошедших Чечню бойцов и колоссальный человеческий ресурс, свидетельствует о том, как можно бездарно растратить такой потенциал, сведя функции всего аппарата безопасности к банальной политической «охранке» и показательному бряцанию парой-тройкой образцов свежемодернизированной сбруи.

Поэтому любые разговоры о швейцарской или иных моделях, а также всевозможные количественные подсчёты должны базироваться на адекватном и реалистичном анализе всех факторов, без которых даже идеально скопированная, но чуждая нашей стране модель защиты национальной безопасности может обернуться очередной катастрофой. Лишь досконально изучив и своего врага, и себя, Украина «не окажется в опасности и в ста сражениях».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.