4 декабря 2016, воскресенье

Год АТО: Чему украинцев научила война с Путиным

комментировать
Опыт украинских солдат может стать бесценным для новой системы международной безопасности – и открыть нам путь в НАТО

Известный американский генерал Дуглас МакАртур говорил, что любой военный просчет можно объяснить двумя словами: «Слишком поздно».

Спустя год боевых действий в рамках антитеррористической операции против российских боевиков и регулярных войск в Донбассе, после сотен недоумевающих, возмущенных, а затем и гневных выражений озабоченности со стороны Европы и США нашей стране пора задуматься над будущим своей военной политики.

Попробуем суммировать некоторые из имеющихся на сегодняшний день ключевых реалий, и то, как их можно использовать для создания новой военной безопасности Украины.

1. Угроза с Востока. Военное вторжение застало Украину врасплох – события 2013-2014 вскрыли истинные намерения ближайшего «стратегического партнера». Оказалось, что к силовому сценарию усмирения Киева готовились уже давно - путем целенаправленного разрушения системы национальной безопасности страны. Кроме очевидной подпитки коррупционных схем, к наиболее явным шагам в этом направлении при помощи внедренной агентуры и прикормленных представителей политических элит, следует отнести развал национальных Вооруженных сил и откровенное торпедирование развития отечественного ВПК под маркой «общих проектов», низведение роли СНБО к чисто декоративной структуре, издание директив, запретивших в свое время отечественной контрразведке отрабатывать российских коллег на территории Украины.

Страх перед непредсказуемым российским «царем» парализовал успевших привыкнуть к миру без СССР европейцев

Как использовать. Реанимировать и реформировать архитектуру безопасности страны, смещая акценты национальных оборонных стратегий на восточное направление. Отличным примером может служить Польша, принявшая в прошлом году решение перераспределить военную инфраструктуру страны с ориентированной еще во времена членства в ОВД в Западном направлении, на Восток. И делать это нужно уже сейчас, не дожидаясь возвращения контроля над границей – за это время вполне можно не досчитаться еще нескольких кусков территории. Не ограничиваясь простым возведением оборонительных сооружений, без стыдливых увещеваний о мифической «реинтеграции» Донбасса, уже превратившеося в черную дыру в сфере финансирования и безопасности. Не стоит также забывать о серьезном техническом переоснащении Вооруженных сил.

2. Растерянность Европы и позиция США. Европейское сообщество фактически смирилось с существованием затяжного конфликта на своих восточных рубежах. Страх перед непредсказуемым российским «царем» ввиду его личных неоимперских амбиций, подкрепленных ядерным арсеналом, тактическими (Европе хватит и этого) средствами доставки и откровенно наплевательским отношением к собственному народу, парализовал успевших привыкнуть к миру без СССР европейцев.

Как и во времена Холодной войны, основной груз ответственности за обеспечение трансатлантической безопасности взяли на себя США. Примерами тому – значительное расширение масштабов и интенсивности совместных учений (чего стоит один только Atlantic Resolve), развертывание американских боевых частей в Европе, переброска бронетехники, личного состава, штурмовой и истребительной авиации (компанию уже прибывшим в Германию штурмовикам А10 Thunderbolt уже в этом месяце составят 12 истребителей F-15 Eagle 125-го авиакрыла Национальной гвардии США, которые будут базироваться в Нидерландах и Болгарии). Уже сейчас очевидно, что в рамках договоренностей о коллективной безопасности именно Вашингтон занимает более решительную позицию, опираясь при этом на поддержку своих союзников в Центральной Европе.

Как использовать. Хотя администрация Обамы на фоне активности в рамках НАТО проявляет упорную нерешительность и осторожность в вопросах прямых поставок летального оружия Украине, именно Вашингтон является наиболее надежным геополитическим партнером Киева в противостоянии с Москвой. Однако для того, чтобы вести игру в «высшей лиге» мировой политики Киеву необходимы партнеры – и они у нас есть. По счастливому совпадению, это те же страны-союзники США в регионе. Первые практические шаги уже сделаны – запущен процесс создания украинско-польско-литовской бригады. При этом важно, чтобы отечественный компонент этой части был укомплектован и действовал на основе стандартов НАТО – в будущем это может гарантировать интеграцию бригады в архитектуру военной безопасности Альянса, и в свое время поможет Украине стать полноправным членом организации.

3. Эволюция военной политики ввиду гибридных угроз. Агрессия России против Украины сигнализировала важные сдвиги в понимании и самом характере угроз национальной и международной безопасности второго десятилетия ХХІ века. Если первая декада прошла под знаком сил специальных операций как основного инструмента в лобальной войне против международного терроризма, то год боевых действий на Донбассе заставляет задуматься о роли конвенциональных вооруженных сил в современных военных конфликтах. И пусть теперь военные конфликты начинаются по «гибридному» сценарию, дальше за дело берутся старые добрые вооруженные силы. НАТО определила приоритетом силы быстрого реагирования потому, что именно они позволяют закрыть брешь в 5 статье Вашингтонского договора, пробитую неопознанными «зелеными человечками». Ведь объявить о применении механизма коллективной безопасности Брюссель может, лишь когда агрессор четко определен. Именно для этого Альянсу и нужны Силы сверхбыстрого реагирования – для максимально быстрой национальной идентификации гибридных войск.

Как использовать. Прямо и непосредственно учитывать эти тенденции при разработке концептуальных документов как в рамках Министерства обороны и Генштаба, так и в контексте укрепления обороноспособности страны. Так мы не только повысим эффективность системы национальной безопасности, но и станем желанными партнерами в контексте обеспечения безопасности европейской и трансатлантической. А если добавить сюда практический опыт украинских военных, полученный не на учениях, а непосредственно на поле боя, наша страна может стать одним из важных элементов современной системы противодействия мировым угрозам.

Безответственные, авантюрные и преступные действия Путина в Крыму и на Востоке Украины уже подтолкнули отдельные страны и целые организации к пересмотру концепций политики в военной сфере. Даже Москва, главный виновник кризиса, устами своего нынешнего вождя заговорила о необходимости совершенствования своей «военной организации».

В реалиях долговременного локального полузамороженного конфликта, готового в любой момент полыхнуть с новой силой, Киеву пора мобилизовать весь интеллектуальный и организационный потенциал для выработки четкого и ясного понимания текущих приоритетов и максимально эффективно распределить небогатый материальный ресурс на действительно важные направления стратегии военной безопасности страны. Пока не стало слишком поздно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.