19 февраля 2017, воскресенье

Brexit и угрозы безопасности для Европы

комментировать
Во многом неожиданное решение Великобритании покинуть Европейский Союз может стать поворотным моментом не только для экономической системы, но и для безопасности

Современная Европа является примером экономической и политической кооперации, ставшей гарантией мира на континенте после двух разрушительных войн. До сих пор европейскому сообществу удавалось удерживать стабильный режим сотрудничества между странами-членами. Однако непростые вызовы последних лет поставили перед современной Европой целый ряд непростых вопросов.

Эскалация войны в Сирии и кризис на Ближнем Востоке, российские оккупация украинского Крыма и вторжение на Донбасс, спрессованные в несколько лет – события, почти невозможные с точки зрения мирного сосуществования, стали истинным откровением для Европы.

Перечисленные вызовы, умело умноженные на старые разногласия, были, в свою очередь, перенаправлены нынешней российской элитой, зараженной агрессивной неоимперской идеей, на дестабилизацию европейской политической системы с целью максимального ослабления оказавшегося столь сильным в экономическом плане противника.

Политический кризис в ЕС однозначно ослабит экономическую мощь организации через явное ослабление и растерянность европейских наднациональных административных институций, что однозначно негативно скажется на безопасности континента.

В целом, вызовы евроатлантической безопасности, связанные с «исходом» Британии из ЕС, можно систематизировать так:

1. Европейский праворадикальный экстремизм и сепаратизм. Уже сейчас можно утверждать, что результаты британского референдума стали триумфом праворадикальных маргиналов и ксенофобов. В целом это не новое для современной Европы явление, проявившееся в разной степени (кстати, не без участия Кремля) в политических институтах разных стран континента – от Франции до Польши.

Однако впервые этот голос стал решающим для целой страны – урок, который стоит взять во внимание другим странам во избежание появления раздробленной «Европы наций» на месте монолитного Европейского Союза. Здесь сокрыты немалые риски и для самой Британии: уже появляются сообщения о возросшем числе антииммигрантских провокаций в самой стране, не говоря уже о единстве самого Объединенного Королевства.

С выходом Лондона – основного союзника и единомышленника Вашингтона на континенте - из европейских политических и экономических институций, влияние США в Европе может пошатнуться. Этим могут воспользоваться Берлин и Париж, однако их чаяниям есть предел: стабильность европейского сообщества в целом, особенно перед лицом российской угрозы. К тому же, слишком радикальные призывы дистанцироваться от Соединенных Штатов могут вызвать еще одну линию раскола по границам т.н. «новой Европы», примыкающей к восточным рубежам ЕС/НАТО.

2. Европейская армия и обороноспособность ЕС. Выход Британии из ЕС однозначно ставит точку в потенциальных попытках Союза создать «альтернативу НАТО». Еще весной 2015 года идея о создании «европейской армии» стала активно обсуждаться в среде еврочиновников. Идея, рожденная еще в далеком 1948 году, и получившая недолгую «вторую жизнь» в начале 80-х годов, вновь вернулась на повестку дня с учетом российской военной угрозы.

Однако ввиду отсутствия практического опыта – из мало-мальски достойных внимания военных операций можно вспомнить разве что операцию Cleansweep во время первой войны в Персидском заливе (обеспечение безопасности 300 миль Ормузского пролива) и совместную с НАТО операцию морского патрулирования Sharp Guard в Адриатике во время югославского конфликта, а также ограниченности выделяемых ресурсов, «европейская армия» вновь оказалась очередным неудачным политическим реверансом в сторону «независимости» от американской военной помощи, который после дистанциирования Лондона и вовсе стал выглядеть смехотворно.

Великобритания наряду с Францией является одной из самых мощных стран Европы как с точки зрения национальных вооруженных сил и отчислений на оборону, так и с точки зрения практического опыта вооруженных сил. Германия, которой запрещено развертывать военные силы за пределами своих границ, медленно, но верно деградировала до уровня деревянных пулеметов на БТРах и 1,3% (вместо обязательных двух) отчислений от ВВП на оборону. В последнее время, правда, ситуация несколько улучшилась благодаря кремлевскому лидеру, прозванному по такому случаю «Вовой-2%».

В условиях до сих пор актуальной угрозы со стороны РФ, все это лишь подчеркивает правильность курса Вашингтона на усиление военного присутствия в Европе.

3. Разведка. Английские спецслужбы, чья система считается одной из наиболее эффективных и функциональных, по сравнению с европейским коллегами, единственные в Европе входят в так называемую группу «Пяти глаз», целью которой является тесное сотрудничество и обмен разведданными между странами-участницами (кроме Британии: США, Австралия, Канада и Новая Зеландия).

Хотя Лондон, следуя правилам группы, не делился первичной разведывательной информацией, полученной от других участников «пятерки», однако регулярно предоставлял своим европейским союзникам аналитические отчеты по полученной информации.

Теракты во Франции и Бельгии лишний раз доказывают, во-первых, несовершенство системы обмена разведданными в рамках ЕС, а также актуальность усовершенствования и упрочения (а не дестабилизации) такой системы.

4. НАТО. В таких условиях Альянс становится центральным элементом систем европейской и евроатлантической безопасности. С институциональным ослаблением ЕС, именно на НАТО ложится бремя политической и военной стабильности Европы.

В рамках Альянса Великобритания остается одним из ключевых игроков и, освободившись от забот по линии ЕС, сможет больше внимания уделять обеспечению евроатлантической безопасности, поскольку это, в первую очередь, в интересах самого Лондона (ввиду изложенных выше угроз).

Это позволит еще более усовершенствовать политические, военные и организационные механизмы действующей коллективной и кооперативной систем безопасности Альянса.

Можно также ожидать, что повестка дня варшавского саммита НАТО будет существенным образом подкорректирована для учета последних событий и их возможных последствий.

Все эти вызовы носят скорее тактический, чем стратегический характер – стратегические изменения европейского политического ландшафта и архитектуры систем региональной безопасности займут годы.

Посему, шоковые волны геополитических последствий «исхода Британии» из ЕС, независимо от практических результатов референдума (от «быстрого развода» до мягкого взаимного дистанциирования) будут еще долгое время резонировать по обе стороны Атлантики.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.