28 июля 2017, пятница

Какова цена возвращения Донбасса

комментировать
Действительно ли после выборов наступит мир?

Действительно ли после выборов наступит мир?

Переговоры "нормандской четверки" в Париже показали: Путин взял курс на реинтеграцию Донбасса в Украину. Чем это грозит Киеву и стоит ли проводить местные выборы на оккупированных территориях?

Путин так и не постучал башмаком по трибуне ООН, как предвкушали эксперты. Большинство зрителей разочаровались, остальные вздохнули с облегчением, нам же — Украине — стоит насторожиться.

Относительная сдержанность президента России в целом и умеренное внимание к Украине в частности свидетельствуют о том, что Путин пытался на площадке ООН сменить повестку дня. Международное внимание — несомненно, главное стратегическое оружие на полях гибридной войны. Что это означает для дальнейшей судьбы Донбасса?

Фактически то, о чем говорили в кулуарах сессии Генассамблеи в Нью-Йорке, публично озвучил президент Франции Франсуа Олланд после переговоров в Париже: “Нашей целью было обеспечить возможность проведения местных выборов на оккупированных территориях”.

Нормандская четверка начала обсуждать финальный этап, с точки зрения наших западных партнеров, окончания войны — выборы в ЛНР / ДНР. Многие украинские политики, даже те, кто голосовал за изменения в Конституцию в первом чтении, не думали, что до этого дойдет. По крайней мере, так быстро. Время могло бы дать дополнительные козыри президенту Порошенко. Но, похоже, Путин таки взял курс на реинтеграцию Донбасса в Украину.

Что это дает агрессору — очевидно: снятие санкций, облегчение экономической ситуации, продажа оптом своему электорату образа “миротворца”, продажа того же образа эксклюзивно западной аудитории, дистанционный контроль над анклавом внутри Украины и возможность переключать нужные кнопочки.

Может разгореться новая война. Но уже гражданская

Возьмем, к примеру, НАТО. Официально легитимная местная власть на востоке не будет иметь права вето на внешнюю политику страны. Факт. Но представим, что коалиция решит подать заявку на членство в Североатлантический альянс, имея исторически высокую поддержку населения. Стоит ли ожидать очередного витка конфликта, массовых демонстраций на Печерских холмах уже от законно избранной власти на востоке — вопрос риторический.

В преддверии принятия окончательного решения по проведению выборов на захваченных территориях Украина должна ответить на несколько вызовов.

Действительно ли наступит мир после выборов? Изменение Конституции, децентрализация, наконец, выборы на оккупированных территориях могут решить только внутренние проблемы, которые не являлись реальной причиной этой войны. Какие предохранители остаются у нас, какие гарантии нам дают ЕС и США относительного того, что Россия не планирует реализовать следующий этап конфликта с помощью законно избранной власти в регионе?

Какой‑нибудь штатный Михалков из ФСБ легко устроит очередную провокацию в виде распятия пусть не ребенка, но избранного мэра в качестве мести украинской власти. Вероятно, оружия у сепаратистов (простите, местной власти) будет значительно меньше, но использование арсенала гибридной войны Минскими соглашениями не запрещено. Может разгореться новая война. Но уже гражданская, и Россия окажется ни при чем.

Кто рискнет гарантировать, что Рашен Продакшен не возьмет в производство подобный сценарий? Выборы меняют декорации и статус актеров, но продюсеры и режиссеры продолжают работать над исторической эпопеей, трагическая сюжетная линия которой может затянуться для Украины.

Легитимизация власти на востоке может стоить делегитимизации власти в Киеве. Сегодня у коалиции нет необходимых 300 голосов для изменения Конституции во втором чтении, как и нет большинства для принятия отдельного закона о выборах на оккупированных территориях. Теоретически они могут быть собраны вне коалиции. Но подобный гамбит окончательно подорвет единство сторон, написавших и подписавшихся под коалиционным соглашением. Также сильно пошатнется доверие общества, которое, на самом деле, в странах, проходящих столь болезненные трансформации, необходимо, как цемент для новых стен. Нет доверия — кирпичи, то есть реформы, могут посыпаться.

И последнее — Украина рискует потерять фокус. С амнистированными преступниками в местных советах, прокуратуре, судах, милиции (мы не можем в полной мере расследовать даже расстрел на Майдане, и шансы, что понесут наказание соискатели власти в Донбассе, минимальны) Украина получит, по сути, политический анклав, который постоянно будет переключать внимание с проведения реформ на решение многочисленных конфликтов. Европейская интеграция может потерять заслуженное место во главе рейтинга приоритетов страны.

Не исключено, что Европа предложит значительную финансовую помощь Украине для восстановления инфраструктуры и экономики восточного региона. И даже станет более сговорчивой в вопросе отмены визового режима. Но цена этой благосклонности для нас может оказаться непомерной.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 9 октября 2015 года

Полная републикация текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.