25 мая 2017, четверг

Лотерейный шабаш под кремлевскую елочку

комментировать
Или реформа культуры для настоящего и будущего Украины

Парламент на прошлой неделе стал местом настоящего игорного шабаша – в нем активно и эмоционально обсуждалось внесение законопроектов о деятельности казино, букмекерском деле и лотереях в Украине. Как и во всяком «хлебном» деле, тут переплелись миллиардные интересы бизнеса, госчиновников и украинского общества. Увы, в этом клубке наиболее слабые нити именно у общества и защитников его социокультурных потребностей. На первый взгляд может показаться, что вопрос игорного бизнеса лежит в сугубо экономической и финансовой плоскости, хотя на самом деле он напрямую касается как гуманитарной сферы, так и национальной безопасности Украины.

Так давайте проанализируем, зачем и кому было выгодно под кремлевскую елочку подложить хорошо упакованные украинским парламентом игорные законы. Очевидно, что речь идет о легализации большого российского бизнеса, у которого в повестке дня уж точно не стоят вопросы культурной реформы Украины.

Давно известно, что действующие под грифом «государственных» лотерейные операторы, такие как «Патриот» (принадлежащий российскому миллиардеру и спонсору российской армии Олега Бойко) или «МСЛ» (также российского миллиардера и доброго знакомца Путина Михаила Фридмана) очень активно стараются, чтобы все забыли о происхождении их бизнеса. Вот и получается, что, покупая билет таких известных лотерей как «Лото-Забава», «Мегалот», «Гривенька», «Орел-Решка», граждане Украины косвенно инвестируют в российскую экономику. Именно эти операторы осенью устроили настоящую судебную травлю бывшего министра финансов, который попытался остановить их незаконную и аморальную в условиях войны деятельность.

Сепаратизм, война, терроризм и отделение целых областей – результат не только происков врагов, но и полного отсутствия в Украине гуманитарной политики 

Самое удивительное в этом всем то, что продажные лоббисты игорного бизнеса под давлением общественности и немногих ответственных чиновников все же поняли, что просто так лотереи не протолкнуть, и нужна красивая ширма. Именно для этого они добавили в проект закона «О лотереях в Украине» упоминание о передаче средств на культуру и социогуманитарную сферу. Однако авторы закона не потрудились предусмотреть процедуру распределения и контроля этих средств. Поэтому сразу видно, что авторов закона совершенно не интересует, как именно средства от государственного оператора будут употреблены с пользой для общества. Кроме того, отчислений от частных операторов и других азартных игр вообще не предусмотрено. Создается впечатление, что они вроде бы и не занимаются социально деструктивным бизнесом, компенсаторы которого должны закладываться не только в виде налогов, но и специальных отчислений. Например, в Великобритании и других цивилизованных странах так делают уже десятилетиями.

В кабминовском законе вскользь упоминается и некий «экспертный отбор» культурных и социогуманитарных проектов, которые будут реализовывать за счет поступлений от лотерей, правда, его почему-то будет осуществлять организатор лотерей (боюсь даже подумать, какие культурные проекты могут отобрать его сотрудники), да еще исходя из инструкций Кабмина. То есть отчислениями на культуру, спорт и гуманитарные проекты будут руководить лотерейщики под присмотром бюрократического аппарата Кабмина, что сразу предрекает судьбу и эффективность таких проектов. Ни слова о доступе общественности, контроле, критериях отбора экспертов и проектов в законе нет.

Таким образом, на фоне незаинтересованности государства в социокультурной реформе (в перечнях первоочередных реформ нет ни единого упоминания о реформе в культурной либо социогуманитарной сфере), некоторые государственные деятели прикрываются «новой» схемой якобы привлечения лотерейных денег в культуру. Складывается впечатление, что исключительно с целью протянуть через парламент лоббистские законы. Однако полное игнорирование проблем поддержки развития культуры (а не управления, как это себе видят кондовые министерские чиновники и советники депутатов) и незнание тонкостей функционирования лотерейного бизнеса навредят и лотерейщикам, и культуре. Сейчас деньги, которые поступают от лотерейщиков на культуру, медицину и спорт, с одной стороны неприлично малы, как для многомиллиардного бизнеса, а с другой - крайне недоступны. Они приходят с опозданиями на более чем полгода, их всегда проблематично вывести из казначейства, и процедура целевого распределения средств непрозрачна.

Сепаратизм, война, терроризм и отделение целых областей – не только результат происков врагов и предателей, но и полного отсутствия гуманитарной политики и культурной стратегии на протяжении 23 лет украинской независимости. Реформа в социогуманитарной и культурной сфере, которая, по существу, является гарантом безопасности государств (как «soft power») и должна очертить образ будущего Украины, уже давно назрела. Сегодня игнорирование ее на высоком государственном уровне стремительно подводит наше общество к некой точке невозврата.  

Команда «Мыстецького арсенала», задаваясь вопросом, как развитые страны привлекают средства на развитие культуры, уже более двух лет изучала иностранный опыт. За это время мы убедились, что одна из лучших моделей дополнительного финансирования гуманитарной сферы реализована в Великобритании. Там действует модель социально ответственного лотерейного и игрового бизнеса, при которой государство имеет монополию на лотерею и задает четкие правила для рынка. Единственный оператор, который прошел конкурсный отбор, платит налоги и осуществляет специальные отчисления в государственный фонд «добрых дел». Администрированием «добрых дел» занимаются не лотерейщики и не министерство, а профильные экспертные группы, которые также на конкурсной основе нанимает фонд. Эксперты отбирают конкретные проекты, а фонд финансирует их по грантовой модели. Чтобы понимать масштаб, нужно указать, что за время работы такой системы в Британии в фонд «добрых дел» поступило около $40 млрд. Это тысячи реализованных культурных проектов, сотни построенных и модернизированных музеев, возможность бесплатно посещать главные арт-платформы страны. Это также сотни новосозданных объектов культурной и гуманитарной сферы, отреставрированные памятники культуры и истории, тысячи снятых фильмов, осуществленных арт-проектов, фестивалей, альтернативные образовательные программы, запуск эффективных программ работы с социально незащищенными гражданами - детьми-сиротами, людьми с ограниченными возможностями, беженцами. Даже проведение знаменитой лондонской Олимпиады 2012 года на треть было профинансировано за средства от лотереи. Таким образом, гражданин, покупая билет, мотивирован не только суммой возможного выигрыша, но и тем, что его средства идут на развитие страны.

Именно адаптацию этого опыта к нашим реалиям мы и видим применимой для Украины:

1)      Реформа в сфере культуры должна начаться с создания условий для ее развития – привлечения альтернативного финансирования на реализацию проектов из отчислений от лотерей.

2)      Отчисления должны поступать не только от лотереи, но и от букмекерской деятельности и других азартных игр. И это не экспромт-претензия, а мировая практика социально ответственного регулирования игрового рынка.

3)      Создание структуры – государственного фонда социокультурного развития Украины, который будет профессионально и прозрачно отвечать за распределение средств на культурные проекты на грантовой основе.

4)      Эти средства должны не попадать в цепкие руки чиновников и казначейства, а находиться на публичном счету фонда социокультурного развития в государственном банке. Распределяться они должны под наблюдением компетентных экспертов-практиков на проекты в социокультурной и гуманитарной сфере, с регулярной отчетностью перед общественностью.

Нужно отметить, что изложенные предложения не отменяют действующих налогов и сборов и их использование Минкультом, Минздравом и Минмолодьспортом, а предлагаются дополнительно к ним.

Уверена, что только таким путем мы оперативно и действенно сможем добиться качественных изменений в социокультурной и гуманитарной сфере и, следовательно, помочь разглядеть сквозь туман политиканства четкий образ будущей Украины.

Важнейший вывод – не допустить принятия парламентом пакета из трех законопроектов «Про лотереи в Украине», «Про букмекерскую деятельность в Украине» и «Про деятельность казино в Украине» без предусмотрения четкого механизма отчисления средств в пользу культуры и социогуманитарной сферы. А также обеспечить создание прозрачной структуры – государственного фонда социокультурного развития Украины, который бы параллельно с министерствами реализовывал прогрессивные общественные инициативы в упомянутых сферах.

Нам пора определиться, хотим мы кормить российский бизнес или найти средства для инвестиций в будущее наших детей.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.