26 июня 2017, понедельник

Азартные игры в Украине. Чем жертвуют ради бюджета

комментировать
Легализация рынка азартных игр без создания параллельных социально значимых проектов – ошибка, которая приведет к серьезным последствиям

Вчера вечером стало известно, что в четверг, 17 декабря, состоится внеочередное заседание Верховной Рады Украины, на котором депутаты планируют голосовать за легализацию азартных игр в Украине. Речь идет о проекте детенизации рынка азартных игр, который на прошлой неделе внес в парламент Кабинет министров Украины. 

Этот документ должен запустить один из механизмов наполнения бюджета в 2016 году – рынок азартных игр. Эксперты отмечают, что, с учетом депутатских проектов и прошлой попытки Кабмина в декабре 2014 года, это уже девятнадцатый вариант проекта закона с момента запрета игрового бизнеса в 2009-м. 

Однако новации правительства едва ли можно назвать европейскими. Почему? Потому, что в цивилизованных странах уже давно поняли, что, легализируя подобную индустрию, её нужно подключить к созданию и поддержке социально значимых и полезных для граждан видов деятельности. Так обстоит дело в Великобритании, в США, в Канаде и даже постсоветской Эстонии, а вот наши чиновники об этом как-то не очень хотят слышать. 

Социальное компенсирование – это очень важный элемент политической ответственности при легализации азартных игр, поскольку игровой бизнес является в значительной степени социально деструктивным – вызывает игровую зависимость у граждан, стимулирует рост преступности, создает предпосылки для конфликтов в семьях и их разорения. Это не означает, что игорный бизнес не нужно выводить из тени и легализировать, однако его легализация должна быть социально ответственной и хорошо продуманной.

У человека должна быть действенная и убедительная альтернатива азартным играм

Как реализовать эту социальную ответственность? Рецепт прост – параллельно с законом об азартном бизнесе принять соответственные законодательные акты, позволяющие запустить ряд социокультурных компенсаторов, как это делают в развитых странах. В Великобритании и Эстонии, например, реализацией социального компенсирования занимаются специальные фонды, помогающие развиваться сферам, отвлекающим от азартных игр и создающих альтернативные возможности проведения досуга с пользой – театр, кино, музыка, живопись, музеи, фестивали, спорт, внутренний туризм и пр. Однако это не могут быть какие-то совковые формы времяпровождения, а современные, интересные, способные увлечь и помочь человеку развиваться.

Именно так нужно противостоять игровой и прочим видам зависимости – у человека должна быть действенная и убедительная альтернатива, чтобы у него просто не было времени на саморазрушение. Конечно, найдутся и те, которые предпочтут казино опере, сославшись на любовь к респектабельному отдыху с азартом, но, по крайней мере, у людей будет выбор и альтернатива. 

В нашей же стране выбор у людей будет, мягко говоря, не очень завидный – во всю мощь развитая, современная и разветвлённая игровая индустрия против страждущей и чудом не добитой кириленками социокультурной сферы, которая держится на энтузиастах и пассионариях. Бюджет получит два-три миллиарда доходов (если не разворуют по пути), а страна в дополнение к тяжелой психотравме от войны, одной из самых высоких статистик в Европе по наркомании, алкоголизму, табакокурению, СПИДу и туберкулезу получит еще и сотни тысяч больных игроманией, готовых вынести последние деньги из дома в игровые автоматы или ставить на тотализаторы.

Десятки тысяч азартных точек повлекут за собой появление десятка тысяч ломбардов, куда сразу же переночуют папины часы, мамины кольца и бабушкина квартира. При этом социокультурная сфера, которая в других странах получает большую часть государственной прибыли от игорного дела на уравновешивание общественной ситуации, у нас, как обычно, остается в стороне. 

Проще говоря, в стране, где каждый год закрываются сотни сельских школ, ДЮСШ и школы искусств, где уже днём с огнем не найти приличного муниципального бассейна, в стране, в которой пивных ларьков больше, чем публичных библиотек, а подпольных борделей больше, чем планетариев, нужно беспокоиться не столько об открытии новых игорных заведений, сколько о сохранении человеческого облика и о создании возможностей для полноценного развития собственных граждан.

Тут хочется напомнить, что в 2009 году игорный бизнес был закрыт именно по причине катастрофического роста численности людей, которые стали зависимыми от азарта и готовы были на всё ради ещё одной «ставки на чудо». Причем тогда основными группами риска были подростки, молодые ребята после армии и уверенный средний класс до 45 лет. Таким образом, одна из самых работоспособных групп населения тут же становится группой риска. Понимая это, авторы запрета 2009 года даже в преамбулу закона вынесли предостережение-мотив «ввести ограничения на осуществление игорного бизнеса в Украине, исходя из конституционных принципов приоритетности прав и свобод человека и гражданина, защиты нравственности и здоровья населения, запретить использования имущества во вред человеку и обществу». Судя по всему, сегодня здоровье гражданина и общества ценится уже не так высоко. 

Знало ли Министерство финансов, которое готовило этот проект, о тонкости и опасности ситуации? Уверяю, что знало. Утверждаю это не как сторонний наблюдатель, а как член Межведомственной рабочей группы при Минфине по рассмотрению и решению проблемных вопросов в сфере игорного бизнеса и лотерей. Жаль, правда, что эту группу так больше и не собирали с февраля 2015 года. На этой группе и позднее в многочисленных беседах с чиновниками Минфина и АП мы обращали внимание на необходимость социального компенсатора и введения «принципа ответственной игры», но законопроект об азартных играх в планах правительства есть, а компенсатора нет. 

Напрашивается вывод, что законодатели не только совершенно не изучали и не поднимали вопрос о том, какой обратный социальный эффект может вызвать легализация всех видов азартных игр (казино, игровые автоматы, букмекерская деятельность, лотереи, онлайн казино), но и просто игнорировали тех, кто им об этом старался сообщить.

Самое тревожное сейчас то, что, в отличие от полутора десятков предыдущих законопроектов, у этого действительно большие шансы быть принятым, поскольку бюджету катастрофически нужны средства. Вот и выходит, что требования и лозунги у нас европейские, а методы наполнения казны - варварские. Хотелось бы посмотреть хоть на одну страну Европы, которая наполняла бы бюджет ценой здоровья своих граждан. Если мыслить в этой логике, то искривляется понимание цели существования государства как служебного органа, который мы создаем для защиты нас и наших интересов.

Предлагаю членам коалиции, пока есть время, дополнить законопроект об азартных играх еще и законопроектом, который как-то уравновесит будущую ситуацию в стране. Благо, в Верховной Раде Украины оказалось довольно много депутатов, которые понимают, что нужно делать ставку на развитие и будущее страны, а не только на количество нулей в строчке бюджета. 

Цель - совершить первый шаг в системном реформировании гуманитарной сферы страны, отойти от ущербной советской логики «управления сознанием» граждан и утвердить принцип «поддержки инициатив» граждан. В основе предложенной концепции лежит лучший европейский опыт – Великобритании, где действует одна из самых успешных моделей поддержки развития культуры и гуманитарной сферы благодаря отчислениям от лотерей, а также Эстонии, в которой, кроме отчислений с азартных индустрий, на развитие человека направляется часть акцизного налога от алкоголя и табака.

В Великобритании, например, отчисления из лотерейного фонда Национальной лотереи на культурные и общественные потребности «Добрые Дела» (Good Causes) осуществляются с 1994 года и направляются на финансирование значимых для страны гуманитарных проектов, грантовых программ в сфере культуры и искусства.

За это время на нужды социокультурной сферы Великобритании было направлено более 40 млрд фунтов (28% от общего лотерейного фонда). Это тысячи совершенных культурных проектов, сотни построенных и модернизированных музеев, детских юношеских спортивных школ, культурно-просветительских центров, библиотек, возможность для миллионов граждан бесплатно посещать главные арт-платформы страны. Это также сотни вновь созданных объектов культурной и гуманитарной сферы, отреставрированные памятники культуры и истории, тысячи снятых фильмов и мультфильмов, осуществленных арт-проектов, проведенных фестивалей, альтернативные образовательные программы, книгоиздание, поддержка инициатив этно-национальных меньшинств, запуск эффективных программ работы с социально незащищенными гражданами – детьми-сиротами, людьми с ограниченными возможностями, беженцами. 

Так же происходит и в Эстонии, где в течение десяти лет действует аналогичный государственный фонд «Культурный капитал». Фонд финансируется за счет 46% налога от азартных игр и 3,5% от акцизного налога на алкоголь и табачные изделия. Как свидетельствуют эксперты, фонд успешно осуществляет поддержку современных культурных проектов и инициатив и за десятилетие стал эффективным инструментом реализации культурной политики Эстонии.

Создание подобного фонда в Украине не только будет способствовать существенному социокультурному развитию нашей страны, но и станет важным для общества компенсатором вредного воздействия игорного бизнеса и других, мягко говоря, не очень полезных индустрий. Это подтверждается выводами психологов, которые утверждают, что одной из самых распространенных причин возникновения зависимости человека является его нереализованность и отсутствие конкурентоспособных альтернатив времяпрепровождения.

Сейчас необходимо приложить все возможные усилия для того, чтобы сбалансировать траекторию развития нашего общества и не допустить торжества алчности над здравомыслием. В противном случае грядущие поколения нас не только не поймут, но и жестоко осудят. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.