19 ноября 2017, воскресенье

Закон об образовании. Почему Украина проиграла в этой ситуации

комментировать
Что происходит с международной реакцией на «Закон об образовании»

Украина выбрала крайне неудачную манеру аргументации и отстаивания своей позиции.

Аргументы о том, что в Румынии или в Венгрии нет украинских школ вообще, работают против Украины. Почему вас, украинцев, это не интересовало сих пор?

Аргумент о защите прав школьников – представителей нацменьшинств на продолжение обучения в украинских вузах очень сомнителен. Прежде всего, у них есть право выбора, учиться в вузе. Далее, у них есть право выбора: поступать в вузы в Украине или за рубежом. Поэтому уровень владения украинским не столь уж и принципиален для реализации их прав.

Сомнителен аргумент о содействии возможности представителями нацменьшинств интегрироваться в систему госвласти Украины из-за повышения уровня владения украинским языком. Это их право, а не обязанность – работать в органах госвласти, избираться и так далее. Если гражданин Украины принимает решение жить вне системы госвласти – это его право. Только платил налоги. Знание украинского языка также не гарантирует трудоустройства в органах власти или победу на выборах.

Проблема в том, что этими и подобными аргументами мы на самом деле мы только маскируем свой страх и свои подозрения относительно нацменьшинств. Оттуда абсолютно неприемлемые аргументы о раздаче паспортов. Поверьте, украинских паспортов в Приднестровском регионе Молдовы роздано не меньше. Зачем нам это?

Знание украинского языка также не гарантирует трудоустройства в органах власти 

Желание получить что-то культурно-однородное – это, в большой степени, результат войны с Россией, 300-летней войны. Но и здесь не все просто. Даже с русским языком. Если бы мы были с правовой точки зрения в состоянии войны с Россией, то ограничение чего-то или всего российского могло бы быть оправдано (на период войны). Но это «если бы».

Так, 35% учеников школ для нацменьшинств возможно и не могут сдать ВНО из-за слабого уровня знаний украинского. Но 65% – могут. И очевидно, этого достаточно для соответствующих этнических групп, чтобы иметь своих нардепов, депутатов местных советов, представителей в органах власти. Почему мы хотим от них больше, чем им самим нужно? Что дает нам основания полагать, что этот вопрос должен стать предметом государственного регулирования?

Да, украинский язык является и должен быть государственным в Украине. Но разве в украинском законодательстве есть хоть что-то о том, что все граждане Украины обязаны владеть им на определенном квалификационном уровне? Кажется, нет. Зачем эти аргументы?

Мы попытались подойти к вопросу с точки зрения интересов государства, находящегося в осаде врагов. А в Совете Европы руководствуются интересами и правами человека. Изложенные выше и другие подобные аргументы Украины не могли быть убедительными.

Это не значит, что мы не должны заботиться о национальном единстве, формировать идентичность. Но механизмы решения этих вопросов не могут быть исключительно запретительными или ограничивающими.

Да, многие выпускники венгерских или румынских школ поедут учиться и работать в другие государства. Почему? Возможно причина не в какой-то враждебности, а потому, что украинское образование находится в состоянии разрушения? В конце концов, а сколько украиноязычных украинцев, которые успешно сдают ВНО, стремятся дальше учиться и работать за пределами Украины?

Ну, и конечно, это совершенно недопустимый уровень осмысления проблемы украинской властью.

Украинская власть бесславно проиграла эту ситуацию. Конечно, надо дождаться решения Венецианской комиссии, но обсуждение вопроса в ПАСЕ уже создало некоторое понимание, какими будут эти выводы. Потому что украинская власть на международной арене не умеет прислушиваться и правильно понимать аргументы оппонентов, не умеют выстраивать систему контраргументов и коммуникацию, ведет переговоры с иностранными правительствами, которые прибегают к неприемлемым способам давления на Украину, и не ведет переговоров со своими гражданами, позволяя иностранным правительствам формировать их позицию. То есть разруха – в головах.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу    Мнения Нового Времени


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.