21 августа 2017, понедельник

Как ученые поссорились с журналистами

комментировать
Хочется верить, что все стороны конфликта вынесут урок из истории вокруг исследования молодой ученой Ольги Броварец

История Ольги Броварец, на мой взгляд, показательна. Казалось бы, вот самая молодая в Украине доктор наук, которая занимается перспективными исследованиями. Их результаты оценило профессиональное сообщество и в нашей стране, и за рубежом. Очень красивая история. Но попав в медийное поле, она стала поводом для скандала: ученые разоблачили журналистов, «придумавших» сенсацию, а журналисты – обвинили ученых в закрытости, косности и зависти к более успешной коллеге.

Взаимные претензии «высоколобых» ученых и журналистов, которые «не умеют писать о науке» – далеко не новость. Ученые уверены: научной журналистики в Украине фактически нет. Сделать репортаж о научном открытии сложнее, чем о драке в Верховной Раде, вот никто и не хочет «напрягаться». Популярные общественно-политические издания «выбирают» новости под тэгом #зрада: коррупция в вузах, «распил» грантов в академических институтах, громкие заявления политиков «от науки» о том, что «все пропало» и шансов на достойное будущее в инновационной экономике у нас нет. Историй успеха критически мало: либо открытие мирового уровня, либо замалчивание. По мнению ученых, сюжеты о науке подаются журналистами по тем же «законам жанра», что и политические новости. Отсюда - искажение фактов, слова, вырванные из контекста, погоня за броскими заголовками и смелыми обобщениями.

С другой стороны, журналистам тоже есть, что «предъявить» ученым. Сотрудники НИИ считают «самопиар» лишним, а иногда и вредным занятием, неохотно общаются с прессой, не умеют популярно рассказать о сложных вещах и презентовать свои разработки широким массам. Кроме того, «научный» контент не интересен редакторам, а специализированные издания – потенциальным спонсорам. Поэтому – имеем, что имеем.

Ученые разоблачили журналистов, «придумавших» сенсацию, а журналисты – обвинили ученых в закрытости

Худшее, что можно сделать в этой ситуации – продолжить обмениваться обидами и выяснять, кто виноват. Выход есть, но для этого нужно постепенно избавляться от стереотипов. Убежден, в сегодняшней Украине возможны и качественная научная журналистика, и популярная наука.

Во-первых, страна не стоит на месте. За последние три года наука начала выходить из лабораторий «в люди». И оказалось, что популяризация «заумных вещей» – увлекательно и востребовано. Ярмарки и фестивали науки становятся праздником для всей семьи, а коворкинги, где проходят лекции по ядерной физике, требуют от посетителей предварительной регистрации, потому что не могут вместить всех желающих. В Украине открываются фаблабы и IT-инкубаторы, экспериментариумы и лектории. Пока это нишевые проекты, но чем больше будет таких креативных форматов, тем лучше для науки. В том числе – академической.

Во-вторых, СМИ с научным контентом могут быть популярны, а, значит, интересны рекламодателям. Масса зарубежных примеров – тому доказательство. В Украине подобные ресурсы только начинают «раскручиваться». На сегодняшний день в Украине - около 50 научно-популярных (не специализированных!) печатных изданий. Половину из них можно смело назвать «псевдонаучными». Они пишут об эзотерике и астрологии, а не молекулярной биологии. И тот, кто решится рассказывать о «серьезной» науке, но будет это делать ярко, доступно, грамотно, имеет все шансы на коммерческий успех. Более того, такую журналистику признают и сами ученые. Как сказал недавно один из сотрудников ведущего украинского НИИ, «научная журналистика – на самом деле прекрасный бизнес-проект. У вас не будет конкурентов, если вы научитесь это делать».

В-третьих, выгоду от создания в Украине научных СМИ, специализированных информационных агентств и пресс-центров может получить наш бизнес. Сегодня многие бизнесмены, желая найти инновационные идеи и разработки, попросту не знают, куда и к кому обратиться. Поэтому любая медийная площадка, аккумулирующая новости из украинских лабораторий, институтов и стартапов, будет полезна потенциальным инвесторам. Подобная площадка станет «местом встречи» науки и бизнеса. И бизнес будет заинтересован в поддержке таких информационных проектов.

В-четвертых, ученым и медийщикам есть чему поучиться друг у друга. Ученые могли бы рассказать, как профессионально освещать те или иные научные темы, а журналисты – как общаться с прессой и презентовать свои открытия. Формат может быть любой: тренинги, экспресс-курсы, мастер-классы и даже воркшопы. Думаю, помочь с организацией таких обучающих мероприятий сможет бизнес, делающий ставку на инновации. Главное – открытость и готовность к диалогу.

Хочется верить, что все стороны конфликта вынесут урок из истории вокруг исследования молодой ученой. И Ольга Броварец когда-нибудь получит Нобелевскую премию, а в нашем обществе начнется, наконец, дискуссия о том, зачем науке коммуникации и как их построить, чтобы в выигрыше остались все.  

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.