6 декабря 2016, вторник

15 июля: Чего хочет халифат и как его победить

комментировать
Сегодняшний обзор полностью посвящен тому, как видят мир сторонники Исламского государства, и тому, как с ними бороться

Исламское государство находится в состоянии войны с Западом. Войны, которую ни Европа, ни США до сих пор не признают, а потому даже не озаботились выработкой какой-либо стратегии. Результат такой политики мы видим в Ницце, как до этого видели в Стамбуле, Орландо, Брюсселе, Париже и других городах.

Страны Запада всякий раз в лучшем случае реагируют на действия террористов, но самостоятельной проактивной повестки дня у них нет. Более того, дело доходит до абсурда: ни в Вашингтоне, ни в европейских столицах нет понимания того, каким должно быть будущее Сирии и Ирака. Там знают, чего не хотят – победы Исламского государства и Башара Асада. Но вот какая конечная цель, чего хочет Запад, никто толком не знает. Поэтому и действия его – хаотичны и отчасти беспомощны.

Предлагаемые рецепты – усиление работы спецслужб на своей территории и увеличение объемов бомбардировок в Сирии и Ираке – делу не помогут. Как показывает недавняя история, ранее пользы от них было мало. Несмотря на все усилия контрразведки теракты в Европе и США только участились, а опыт вторжений в Афганистан и Ирак свидетельствует о невозможности одолеть исламистов военными методами. Сейчас это будет сделать еще сложнее, так как Исламское государство по степени идеологического и материального оснащения, организации и финансирования на голову выше «Талибана» и «Аль-Каиды».

После каждого нового теракта в мировых СМИ резко возрастает поголовье аналитиков и экспертов, требующих наземного вторжения в северную Сирию и уничтожения террористического гнезда на месте его базирования. Предложение, кажущееся понятным и логичным, на самом деле глубоко ошибочно. Исламскому государству только этого и надо. Строго говоря, его предназначение, сама суть его существования – именно в войне против наземных западных войск. Все действия халифата, включая участившиеся теракты, призваны приблизить такое вторжение. Отправив войска в бой, Запад исполнит предназначение исламистов, оказав им неоценимую услугу.

Но терпеть все более частые теракты нет уже никакой возможности. Тут во весь рост встает ключевой вопрос: «Что делать, когда status quo сохранять нельзя, ныне используемые методы борьбы не работают, а более жесткие (ввод войск) пойдут лишь на пользу противнику?».

Ответ можно найти, если перестать относиться к противнику поверхностно, оценивая его мотивацию, и методы действия со своей, западной, колокольни. Необходимо хотя бы на время попытаться стать своим оппонентом, вжиться в него, отбросить свои и принять его ценности, убеждения и ориентиры. Только это позволит понять, чего он хочет, чего боится и как собирается действовать. Переломав себя, пройдя эту внутреннюю трансформацию, можно увидеть мир таким, каким его видят адепты Исламского государства. Мысленному взору предстанет совершенно удивительная, почти инопланетная картина.

Первое и главное в этом мировоззрении – религия. Люди как минимум пять раз в день напрямую общаются со строгим и скорым на расправу Богом, который постоянно испытывает человеческую веру в него, щедро вознаграждая праведных и жестоко карая отступников. Нет большей радости и чести, чем исполнять его волю и нет большего преступления, чем нарушить ее. Обычные человеческие стандарты оценки действий тут просто неприменимы. Они просто не обладают никаким смыслом в этой системе координат.

В этом мире джинны и ифриты населяют наш мир наравне с людьми, причем некоторые из них то и дело пытаются сбить человека с праведного пути. Их наличие не подвергается никакому сомнению, так как в Коране прямо сказано, что джинны были сотворены еще до людей – из бездымного пламени. Это не сказки, а реальность, с которой приходится иметь дело. Самая темная ее часть – это дьявол (шайтан), являющийся источником всех искушений, бед и неверия.

Неверие или отступничество от единственно верной религии – это самое страшное, что может произойти с человеком. Это преступление не перед людьми, а перед Богом, что гораздо, несоизмеримо хуже. Любой, кто поддался этому греху, теряет человеческий облик, превращается в нелюдя, бешеного монстра, опасное и агрессивное животное, зараженное вирусом распространения мерзости и грязи вокруг себя. Он становится намного хуже сумасшедшего садиста, педофила или серийного убийцы, ибо идет не против человека, а против сути всего мироздания, против самой концепции добра и справедливости.

Согласно идеологической концепции ИГ, неверные при активной помощи шайтана захватили власть над почти всем миром. Они насаждают зло, мерзость и неверие и в исламских странах, пытаясь сделать из мусульман таких же неверующих «зомби», заинтересованных лишь в отвратительных и греховных мирских утехах. Для этого они рассадили от Марокко до Индонезии своих марионеток, предварительно зараженных вирусом неверия. Этим мунафикам (специальный термин, обозначающий подручных Запада из числа мусульман) исправно поставляют оружие и деньги для подавления любых проявлений несогласия. Там, где этого недостаточно, вступают в дело танки, дроны, бомбы и ракеты самих неверных. Хороших и добрых людей, пытающихся сохранить внутренний мир с Богом, уничтожают сотнями тысяч лишь за стремление оставаться людьми.

Впрочем, идеологи ИГ видят во всем происходящем и светлую сторону. Дело в том, что согласно их вероучению, в священных книгах полторы тысячи лет назад была описана ровно такая ситуация. С одним важным уточнением: весь этот мрак наступит непосредственно перед концом света. Конец света в этой системе взглядов – не катастрофа и конец истории, а долгожданное освобождение от неохватной несправедливости, тотального неверия, общемировой оргии греха и скотства. Проще говоря, это событие – самое лучшее за всю историю человечества, ее венец и украшение.

Загробная жизнь для адепта ИГ – это не отвлеченная концепция, а прямое и логичное продолжение жизни земной. В каком-то смысле она для них даже более реальна, чем безрадостная и полная страданий нынешняя, поскольку длиться будет вечно, причем в условиях, существенно превосходящих самые смелые ожидания. Ее ждут как отпуска на фешенебельном курорте в окружении лучших людей мира.

Чтобы пояснить отношение исламистов к загробному миру, можно привести такую аналогию: недавно Илон Маск высказал предположение, что наша реальность – всего лишь компьютерная симуляция. Большинство людей отнеслись к этой идее с любопытством, но особого внимания ей не придали, поскольку весь их объективный опыт подсказывает, что мир вокруг вполне себе реален. У сторонников ИГ схожее отношение к раю и аду: весь их жизненный опыт не дает им ни малейшего повода сомневаться в реальности коранических описаний того, что произойдет после смерти. Иных точек зрения просто не существует.

Тут-то и появляется Исламское государство – халифат, воссоздание которого должно состояться незадолго до Дня Суда, тогда, когда положение правоверных станет отчаянным, почти невыносимым. Возглавить его должен один из потомков пророка Мухаммеда из племени Курейшитов (самопровозглашенный халиф Абу Бакр является аль-Курейши, то есть подходит).

Пророчества, которые не ставятся под сомнение, обещают, что с поддержкой Всевышнего халифат сокрушит врагов, дойдет до города Дабик в северной Сирии, куда неверные приведут свои войска. В решающей битве мусульмане ценой невероятных потерь победят, что положит начало череде быстро развивающихся событий, финалом которых и станет долгожданный и совсем не страшный Страшный Суд.

Соответственно, в сознании обычного сторонника Исламского государства нет концепции «неясного и неопределенного будущего». Ему предельно ясно, что должно произойти: халифат, одерживая победу за победой, последовательно вызовет у неверных высокомерное любопытство, озабоченность, страх, ненависть и непреодолимую жажду уничтожить. На последней стадии должно произойти вторжение и предсказанная битва.

Вся жизнедеятельность Исламского государства подчинена лишь одной цели – ускорению процесса. Чем быстрее начнется битва у Дабика, тем скорее настанет конец света. А сражение, в свою очередь, случится только тогда, когда Запад будет взбешен настолько, что решит отомстить за гибель своих людей.

Но тут у Исламского государства есть небольшая проблема. Если в XIX веке британцы отреагировали бы моментально, отправив экспедиционный корпус на ликвидацию «обнаглевших туземцев», то нынешний западный мир не столь быстр на расправу. Для того, чтобы подтолкнуть его к войне, потребуется череда убийств. Причем не просто убийств, а громких, символически значимых и (по возможности) зрелищных. Именно поэтому целями для ударов стали гей-клуб в Орландо, аэропорт «символ глобализации» Ататюрка в Стамбуле, концертный зал и стадион в Париже, аэропорт «столицы НАТО» Брюсселя, а сейчас – празднование национального праздника в Ницце, где часто собираются богатые и знаменитые.

Лидеры халифата прекрасно осведомлены, что в нынешнем мире «восприятие – это реальность». Поэтому даже у себя, в Сирии и Ираке, они столь много времени и ресурсов уделяют на художественное оформление казней, терактов и прочих зверств. К делу привлечены профессиональные постановщики, режиссеры, операторы. Они действительно умело работают, показывая страдания умирающих людей в самом жутком, леденящем кровь, ракурсе.

Все это указывает на спокойный и холодный расчет. Задача поставлена, методы ее реализации определены, моральных терзаний у исполнителей нет – им прекрасно известно не только свое собственное будущее, но и судьба всего мира. Смертники даже в очередь выстраиваются, лишь бы приблизить западное вторжение, эквивалентное (в их понимании) концу света и установлению высшей справедливости. Тут очень важно понять, что эти люди «идут на дело» не с дьявольской усмешкой («хаха, сейчас вы у меня получите!»), а со стремлением к счастью и добру. У них нет ни малейшего чувства вины. Более того, они искренне убеждены, что убивая пьяных, полуголых, но самое главное – неверных людей, они делают мир намного лучше, освобождая его от греха и приближая всеобщее (а прямо сейчас – свое) освобождение.

В этой идеологии – сила халифата. Она лишена внутренних противоречий, основана на древних пророчествах и современных фактах, она предлагает точную и весьма благоприятную для своих сторонников картину будущего. При этом она вынуждает оппонентов действовать строго в соответствии с предсказанным, вынуждая их проигрывать даже тогда, когда они делают выигрышные, казалось бы, шаги.

Но, как часто бывает, в силе – слабость. Радикальное отклонение от картины будущего, описанного идеологами ИГ, разобьет миф, на котором все, собственно, и строится. Идеологию халифата можно обратить против него.

Сделать это не так уж и сложно. Рецепт такой: город Дабик, находящийся сейчас под контролем Исламского государства, необходимо отбить. Но сделать это должны не иностранные войска, а местные силы. Не столь уж важно, кто именно – курды, повстанцы или правительственные силы – будут освобождать этот город. Важно то, что потеря контроля над ним лишит халифат смысла своего существования.

Боевики, разумеется, там здорово окопались, приготовили миллион ловушек и засад. С чисто военной точки зрения победа будет непростой. Но если город будет освобожден не «силами Запада», а обычными мусульманами – сирийцами, которые живут тут же, неподалеку, это уничтожит сам нарратив древних пророчеств. Сейчас нет других средств остановить халифат. Только так.

Грубая ликвидация чей-то светлой мечты всегда будет непростой. Но в ситуации, при которой мечтающие собираются ликвидировать весь мир, грубость, пожалуй, оправдана.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.