7 декабря 2016, среда

Записки экономиста. Продать нельзя оставить

комментировать
Почему общественные потери от владения предприятиями государством нивелируют риски приватизации

Каждый раз, когда раздаются призывы об ускорении приватизации, сразу появляются политики, которые делают громкие заявления о «сдаче национальных интересов», текущей низкой инвестиционной привлекательности объектов из-за войны и экономического кризиса, или даже вспоминают отдельные случаи успешного управления государственными предприятиями, как аргумент оставить их в государственной собственности.

Но, по моему мнению, общественные потери от владения предприятиями государством нивелируют риски, о которых говорят политики. Общественные потери возникают вследствие неэффективности как минимум двух видов: операционная неэффективность и коррупция.

Операционная неэффективность возникает из-за того, что государство склонно создавать благоприятные условия для бизнеса своих предприятий с помощью преференций или путем поддержки их монопольного положения.

Государственные банки в разное время имели преференции в обслуживании государственных предприятий. 100% депозитов населения в Ощадбанке гарантируются государством. Государственные предприятия, в частности Нафтогаз, имели специальные условия кредитования от государственных банков. При этом такие кредиты не рассматривались как кредиты связанным лицам.

Государственные предприятия часто были и остаются монополистами, как, например, Энергорынок, Укрзализныця, Укрэнерго, Нафтогаз, Укрспирт и другие. Благодаря монопольному положению они могут быть прибыльными, но эта прибыль была бы больше, если бы они работали эффективнее. Более того, даже имея монопольное положение, они могут быть и глубоко убыточными.

Из-за операционной неэффективности государственные предприятия тратят на производство сопоставимого объема продуктов и услуг больше ресурсов, чем аналогичные частные предприятия.

Целью победы на выборах для политиков становится в том числе захват и разворовывание государственных предприятий

Операционная неэффективность может также возникать из-за более низких зарплат. Как следствие, трудно ожидать сопоставимого качества услуг в государственном банке или Укрпочте при значительно более низких, чем в частном секторе зарплатах.

Но гораздо важнее второй тип неэффективности — коррупция, возникающая на всех уровнях – от рабочих до руководства и распространяется дальше за пределы госпредприятия. Одним из объяснений являются пресловутые низкие зарплаты. И хотя ситуация с оплатой труда топ-менеджеров медленно меняется, многие из них до сих пор руководят компаниями с миллиардными оборотами, имея оклады в несколько тысяч гривен.

Коррупция среди топ-менеджмента крупных государственных предприятий порождает еще и неэффективность в политической системе. Эта неэффективность менее очевидна, но имеет разрушительные последствия для функционирования государства.

Целью победы на выборах для политиков становится в том числе захват и разворовывание государственных предприятий. Хищения осуществляются тремя основными способами: закупки для нужд предприятия по завышенным ценам с целью получения отката, реализация готовой продукции по заниженным ценам, когда маржа оседает на фирмах-прокладках, хищение активов.

Аккумулировав достаточно средств от захвата предприятий, политики частично инвестируют их в популистские мероприятия для победы на выборах, чтобы и в следующем политическом цикле удержать контроль над активами.

К сожалению, несмотря на описанные большие потери общества от неэффективного управления государственными предприятиями и искажение политической конкуренции, рычаги ускорения приватизации находятся в руках политиков, которые в ней не заинтересованы. За 8 месяцев 2016 ФГИУ получил от продажи государственных активов менее 0,5% из запланированных 17100000000 грн.

Есть ли сейчас силы, которые могут перевесить интересы политиков через 11 лет после последней прозрачной приватизации крупного объекта – Криворожстали? По нашему мнению их две – давление МВФ и завершение политического цикла.

В последнем Меморандуме МВФ говорится о необходимости ускорения приватизации. В документе прописаны сроки продажи для отдельных крупнейших предприятий – ОПЗ до конца октября, ряда облэнерго – до конца года, Центрэнерго – март 2017 года. Предложенный подход к приватизации достаточно взвешенный – предполагается сохранение стратегических предприятий в собственности государства, часть крупных предприятий будут проданы с привлечением советников. Предприятия, не имеющие ценности ни для частных покупателей, ни для государства, будут ликвидированы.

Вторым стимулом ускорения приватизации может стать завершение политического цикла. В 2019 году состоятся следующие выборы. По нашему мнению, 2018 станет годом предвыборного популизма, который потребует дополнительных бюджетных расходов. Приватизация может стать источником чего-то вроде «Юлиной тысячи» наиболее активным избирателям – пенсионерам, под лозунгом выплат поколению, которое эти активы создавало. Для поддержки приватизации в регионах часть средств может быть направлена на социальное развитие местных общин, где расположены эти предприятия. Прозрачность проведения приватизации и привлечение внешних, иностранных инвесторов может добавить электоральных очков среди избирателей – представителей среднего класса.

При этом следует иметь в виду, что для эффективной продажи многих крупных предприятий необходима реструктуризация. Процесс реструктуризации и последующей продажи с привлечением советников обычно длится 1,5-2 года. Поэтому, в условиях искренности приватизационных намерений, необходимо запускать эти процессы не позднее первого квартала 2017.

Нельзя исключать и негативные сценарии. Уже сейчас рейтинги действующего президента и его политической силы отстают от рейтингов других политиков. При условии продолжения их падения власти могут пойти вразнос и пытаться продолжать высасывать денежные потоки с захваченных предприятий до новых выборов.

Записки экономиста – еженедельная колонка Центра экономической стратегии

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.