28 июня 2017, среда

Продать реформы. Дорого

комментировать
Украинские политики слишком долго продавали популизм, поэтому у них не получается продавать реформы

Конец прошлой недели ознаменовался уходом одного замминистра. Многие из активно обсуждавших отставку в социальных сетях едва ли не впервые услышали об ушедшем чиновнике. Для многих именно отставка стала поводом познакомиться с результатами двух месяцев его работы. В итоге выглядело так, как будто дело не столько в конкретном чиновнике, а в том, что событие сдетонировало с накопленной усталостью и негативом по отношению к власти, породив волну народного гнева.

Оставив за скобками правоту сторон, можно констатировать недостаточно эффективное и внятное объяснение происходящего именно со стороны правительства. А объясниться необходимо. Ведь масштаб детонации свидетельствует, что проблема непонимания между простыми украинцами и властью стоит очень остро. И не только в вопросе отставки, а в целом в оценке правильности развития событий в стране.

С одной стороны, государственные институты активно заняты борьбой с кризисом, и индекс реформ, рассчитываемый VoxUkraine, отображает определенный прогресс в этом направлении, хотя в отдельных периодах и достаточно умеренный. С другой стороны, потребительские настроения находятся на дне уже несколько месяцев подряд, а в апреле имели тенденцию к снижению. И если падение на протяжении последних периодов индекса текущего состояния является прямым следствием негативной динамики реальных доходов, то снижение экономических ожиданий показывает: украинцы не верят в выход из этого кризиса.

Для меня, как маркетолога, такое расхождение интерпретации эффективности реформ экономистами и простыми украинцами свидетельствует о наличии проблем в коммуникации. Украинские политики слишком долго продавали популизм, и, возможно, поэтому у них не получается продавать реформы.

Украинцам хочется услышать, что уже в 2016 году будет полегче, и это полегче будет заключаться в пяти пунктах

Реформы, как правило, связаны с некоторыми неудобствами и ограничениями ради получения значительного положительного эффекта в долгосрочной перспективе. В противовес реформам популизм нацелен на получение мгновенного эффекта, жертвуя будущим экономическим ростом.

Проведение реформ можно сравнить с попыткой сбросить несколько лишних килограмм ради улучшения самочувствия в будущем. Для получения результата может понадобиться ограничить себя в еде и регулярно посещать спортзал.  Когда собственных знаний и силы воли для достижения результата не хватает, мы обращаемся за помощью к тренеру. Хороший тренер и комплекс упражнений разработает, и диету подскажет, а если нужно, и на тренажер загонит для дополнительного подхода. Наши политики должны сейчас стать такими тренерами.

Как хорошие тренера, они должны показать нам, какие осязаемые позитивные результаты, пусть пока только промежуточные, мы получим уже в 2016 году. Выбор актуальных KPI – тема для отдельного разговора. Но очевидно, что это должны быть не сухие юридические формулировки, а вещи, ежедневно касающиеся каждого украинца — уровень цен, рост зарплат, наличие рабочих мест, простота взаимодействия с чиновниками, безопасность, защита прав в конкретных ситуациях.

Также хороший тренер-политик на всем пути осуществления реформ должен вызвать доверие и вдохновлять на его продолжение.  Однако, судя по результатам исследований потребительских настроений, а также мнениям, высказываемым на фокус-группах, нашим реформаторам такой коучинг не вполне удается. Среди украинцев растет доля разочарованных и демотивированных.

Этим пользуются популисты, которые на самых рейтинговых ток-шоу страны убедительно объясняют, что таки можно получить все и сразу. Тем сложнее реформаторам, говоря языком рекламистов, пробиться через клаттер – уровень коммуникационного шума, создаваемого популистами. Но рецепты, как это сделать, есть. Необходимо повышать частоту и яркость сообщений. Реформаторы часто говорят с нами с помощью сложной экономической терминологии, а содержание сообщений меняется вследствие постоянно изменяющейся экономической и политической конъюнктуры.

А украинцам хочется услышать, что уже в 2016 году будет полегче, и это полегче будет заключаться в пяти пунктах. Но для этого в 2015 году придется потерпеть, а потерпеть придется по другим пяти пунктам.  И, сформулировав эти пункты максимально понятным языком, возможно, даже пожертвовав точностью терминологии, политики-реформаторы должны повторять их с утра до вечера через все СМИ, пока они не отложатся в голове у каждого украинца. Формулировка списка вынужденных ограничений на 2015, улучшений на 2016, а также вызывающего доверия объяснения, как этого можно достичь, поможет навести порядок и в головах самих политиков, подтвердит единство в понимании целей и средств их достижения.

В заключение хочется отметить, что созданные таким образом положительные экономические ожидания могут сыграть роль самоосуществляющегося прогноза (self-fulfilling prophecy). Например, если, благодаря описанной коммуникации, предприниматель каждое утро будет вставать с верой в экономический подъем в 2016 году, то со временем он задумается о поиске новых ниш, расширении производства. Таким образом, положительные экономические ожидания трансформируются в реальное повышение деловой активности.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.