26 марта 2017, воскресенье

Насколько реальны планы Гройсмана

комментировать
Документ Гройсмана тяжело назвать планом радикальных реформ

Документ Гройсмана тяжело назвать планом радикальных реформ

План действий нового правительства не назовешь ни радикальным, ни идеальным. И все же он лучше предыдущих

Два месяца назад украинский парламент утвердил Владимира Гройсмана на должность главы правительства. «Я покажу вам, как нужно управлять страной», - сказал он в своей вступительной речи. Предшественника Гройсмана, Арсения Яценюка, активно критиковали за отсутствие детального плана действий, поэтому новый премьер-министр начал именно с этого.

Первый проект дорожной карты был представлен 19 мая, через месяц после назначения нового правительства. Представителей гражданского общества и прочих заинтересованных сторон попросили представить свои предложения – новая практика для Украины, свидетельствующая о том, что новое правительство более открыто к советам извне. Коалиция общественных организаций Реанимационный пакет реформ сообщила, что 25% их предложений были внесены в окончательную редакцию документа. 27 мая план действий был утвержден, а 10 июня - опубликован.

232-страничная стратегия Кабмина охватывает ключевые необходимые стране реформы: от давно назревшей перестройки системы государственного управления, которая до сих пор работает по советским лекалам, до ежедневной рутины правительства, например, процедур участия украинских спортсменов в соревнованиях и улучшение контроля над проведением музейных выставок.

Но можно ли говорить, что этот план качественно отличается от бесчисленного количества предыдущих «стратегических» документов, подготовленных украинскими правительствами, и отправленных пылиться на полке? Да, можно. Однако качество нового документа неравномерно.

План действий правительства не стал по-настоящему радикальным, в первую очередь, из-за отсутствия реальной коалиции в парламенте

Две ключевые позитивные стороны плана действий Кабмина Гройсмана:

1. Четкие и разумные стратегические приоритеты: макроэкономическая стабилизация, создание дружественной деловой среды, верховенство права и борьба с коррупцией, качественное государственное управление и услуги, а также обеспечение безопасности для граждан и страны в целом. В рамках этих приоритетов выделены 13 ключевых реформ, в частности, налоговая реформа, реформа пенсионного обеспечения и социальной помощи, приватизация и реформа управления государственными предприятиями, дерегуляция, децентрализация и реформа государственного управления.

2. Жесткая, проблемно-ориентированная структура всех глав с изложением вопросов, целей, ключевых показателей эффективности на 2016 год, а также мер, которые были приняты ранее, и мер, которые запланированы на текущий год (с изложением сроков и ответственных учреждений), а также действий, необходимых в среднесрочной перспективе. Никогда ранее планы правительств не готовились с подобным вниманием к конкретным вопросам и соответствующим целям.

Скорее всего, сильные стороны плана были обеспечены работой Стратегической консультационной группы Бальцеровича-Миклоша (СКГ). Президент Петр Порошенко и премьер-министр Гройсман создали ее в апреле. Задача группы – координация и поддержка реформ в исполнительной власти. Отдельные главы плана действий подавали отраслевые министерства, а СКГ, судя по всему, контролировала общую структуру и приоритеты документа.

Но, к сожалению, этот план действий так и не смог стать по-настоящему целевым. Отсутствует краткий перечень основных реформ, на которых должен сосредоточиться новый премьер, и о которых он должен отчитаться после года работы на должности главы правительства. Например, пятая глава документа посвящена вопросам верховенства права и борьбы с коррупцией. Однако нигде не указано, что это направление является приоритетным по сравнению с другими реформами. А ведь общественность и бизнес-сообщество назвали коррупцию и отсутствие верховенства права вопросом №1 для страны и основным препятствием на пути роста уровня инвестиций и обеспечения экономического роста.

Кроме того, культура управления проектами в украинском правительстве развита слабо. Большинство отраслевых министерств по-прежнему сосредоточены на процессах, а не на результатах. Столкновение реформистских и процессно-ориентированных культур хорошо просматривается в документе. Некоторые главы, например, государственные финансы и реформы в сельском хозяйстве, состоят исключительно из реальных осуществимых задач на этот год, в то время как другие похожи на документы из прошлого и переполнены нескончаемыми размышлениями об "улучшении" и "разработке стратегии". Можно предположить, что результаты работы правительства в разных сферах будут сильно отличаться. Продуктивность Кабмина в различных отраслях будет крайне неравномерной.

Кроме того, план действий правительства слишком сильно полагается на отраслевые министерства в ущерб крупным, стратегическим приоритетам. Например, в разных подразделах документа есть множество инициатив по внедрению элементов электронного правительства. Тем не менее, внедрение электронного правительства не выделено как один из приоритетов Кабмина – возможно, потому что нет соответствующего отраслевого министерства. Еще один пример - образование. Эта сфера является одним из крупнейших получателей средств государственного бюджета, однако 75% главных статей расходов Министерства образования не учтены в плане действий Кабмина, чего не скажешь о куда более меньших подпунктах. Однако ключевые статьи расходов на образование должны быть реформированы и оптимизированы, а также учтены в новом документе.

Но, несмотря на перечисленные систематические проблемы, большинство мер, отраженных в плане действий, - шаги в правильном направлении. Ключевые принципы плана, которые читаются между строк, предполагают сокращение государственного контроля и повышение его эффективности, а также капитальный пересмотр наследия советской и постсоветской систем.

Вместе с тем, этот документ тяжело назвать планом радикальных реформ. Формальная государственная программа едва прошла с третьей попытки, и новый Кабинет министров решил не рисковать вносить важные, но спорные инициативы в этот план. В нем нет таких важных решений, как крайне необходимое повышение пенсионного возраста (с 57,5 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 65-ти для обоих полов, как мне это видится) и снятие моратория на продажу сельскохозяйственных земель.

Этот план не стал по-настоящему радикальным, в первую очередь, из-за отсутствия реальной коалиции в парламенте. Это же может стать главным препятствием на пути имплементации принятого документа. Однако без плана надежд на какие-либо изменения вообще не было бы. Хорошо уже то, что качество документа улучшилось и он, наконец, стал осуществимым.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Глеба Вишлинского. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на Atlantic Council

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.