5 декабря 2016, понедельник

Женщины и бизнес в США: Как пробить «стеклянный потолок»?

комментировать
Представительницы прекрасного пола часто недооценивают себя,свои способности и оценку своей работы со стороны коллег или начальника

В США женщины добились немалых успехов. Среди выпускников вузов, даже самых престижных, девушек больше, чем парней. Три президентства подряд Америка поворачивалась к миру женским лицом — во главе ее внешнеполитического ведомства стояли Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс и Хилари Клинтон. Дамы в США служат в армии и на командирских должностях, а в этом году им разрешили служить вообще на любой позиции, включая наиболее элитные подразделения вроде «Зеленых беретов» или «Рейнджеров». А в футбол, который тут называют «соккер», слабый пол играет гораздо лучше сильного.

Но вот в крупном бизнесе женщины никак не могут пробить «стеклянный потолок». Хотя среди менеджеров низшего и среднего звена женщин достаточно, среди руководителей их практически нет - всего 23 из 500 исполнительных директоров самых крупных компаний США.

Почему так? Материнство — причина очевидная, реальная, но не единственная. Ведь почти каждая пятая женщина в США бездетна. Многие, родив малыша, действительно пересматривают свои жизненные приоритеты, но не все. Некоторые мамы в США так боятся, что к ним будут относиться с предубеждением — мол, ей теперь не до работы, — что всячески пытаются убедить всех в обратном: мотаются по командировкам, а после десятичасового рабочего дня бегут на коктейль с клиентами.

Безусловно, играет роль и мужской шовинизм. Хотя в США в этом признаваться неприлично, есть тут такие, которые уверены, что женщины не способны вершить судьбы компаний и даже их подразделений.

Есть и другие причины. Их я бы разделила на свидетельствующие о том, что женщины недостаточно стервозны, и указывающие на переизбыток этого качества.

Дамы, которым удалось подняться, говорят ученые, мешают продвинуться остальным

Женщины, говорят ученые, часто недооценивают себя, свои способности и оценку своей работы со стороны начальника и коллег. Скотт Тейлор из Университета штата Нью-Мексико обнаружил, что женщины-менеджеры в три раза чаще, чем мужчины, занижают оценку собственной работы, которую, по их мнению, им дает непосредственный начальник.  Леди думают, что к ним как к работникам относятся гораздо хуже, чем на самом деле. И говорите тут о женской интуиции!

Считаю, это психологический отпечаток того, что тысячи лет функцией женщин было поддержание порядка в доме и воспитание детей — когда видно не работу, а ее отсутствие. А вклад мужчин — будь то убитый мамонт или принесенная домой зарплата — очевиден и измеряем.

К тому же женщины чаще, чем мужчины, стесняются попросить о повышении и реже берутся за более ответственную работу, а также убеждены, что от них ожидают выполнения гораздо большего объема работы.

К последнему выводу пришли социологи Элизабет Горман и Джули Кмеч. Проведя опрос работников в США и Великобритании, они обнаружили, что женщины, выполняя ту же работу, что и мужчины, выдвигают к себе более высокие требования.

Но от этого они редко выигрывают. Участники многочисленных экспериментов (обоих полов) оценивали написанное эссе как более грамотное или резюме — как более внушительное, если на нем стояло мужское имя. Кроме того, многие женщины, которые тяжело работают, позволяют себя грубо эксплуатировать, превращаясь в итоге в загнанных лошадок.

А вот те дамы, которым удалось подняться, говорят ученые, мешают продвинуться остальным. Мишель Дагад из Школы бизнеса Ойлина, изучив стиль работы женщин-менеджеров, обнаружила, что у них отсутствует желание подать руку другой карабкающейся по карьерной лестнице женщине. Мишель объясняет это тремя причинами.

Во-первых, они боятся, что появление еще одной представительницы прекрасного пола, с которой их начнут сравнивать, сыграет не в их пользу. Во-вторых, женщинам не хочется, чтобы их заподозрили в фаворитизме по половому признаку. А в-третьих, всегда существует вероятность того, что новенькая начнет подтверждать все стереотипы, с которыми те так усердно боролись, — щеголять глубоким декольте и стрелять глазками во время производственных совещаний.

Эксперт Ив Таминчиоглу дает еще несколько объяснений. Девочек с детства приучают во всем между собой конкурировать. В бизнесе и карьере все еще доминируют мужчины, и женщинам приходится «драться» за более скудные ресурсы.

Особенно неохотно женщины оказывают помощь хорошеньким сотрудницам. Исследование, проведенное в Израиле, показало: если привлекательная дама прикрепит свою фотографию на резюме, то ее шансы получить работу резко снизятся. Сотрудницы отдела кадров тут же расценят ее как менее квалифицированную.

Начальницы-монстры гораздо чаще издеваются над представительницами своего пола, чем противоположного. Исследование Института издевательств на работе (есть такой!) говорит о том, что женщины направляют свои подлые атаки в 71% случаев против других женщин. Мужчины-изверги в этом плане не дискриминируют — мучают всех.

И чем выше занимаемая должность, тем эффективнее у женщины выходит плевать на остальных. В 2012-м году Марисса Мейер стала самым молодым боссом крупнейшей компании, самой привлекательной и…самой беременной. В возрасте 37 лет она возглавила Yahoo!, будучи при этом на 7-м месяце беременности. Мейер тут же заявила СМИ, что намерена вернуться в офис после двухнедельного декрета, в течение которого продолжит работать. И проблем не возникло, поскольку для ее ребенка рядом с кабинетом оборудовали детскую, где за ним присматривала няня. О намерении взять только две недели отпуска по уходу за ребенком она заявила и в сентябре этого года, огласив, что ожидает рождения двух девочек-близняшек.     

Все это вызвало гневную реакцию общественности. Представьте, что услышат в ответ тысячи женщин от своих начальников, к которым они пришли просить не 6, а 8 недель отпуска по уходу за ребенком! И ведь мало кому из них разрешат организовать ясли прямо в офисе или на производстве.

Так, может, женщинам стоит перестать быть стервами и загнанными рабочими лошадками и вести себя так же, как мужчины? Периодически требовать от начальника повышения, красноречиво расписывать собственные достижения, ходить с коллегами в баню и нецензурно шутить?

Именно так я какое-то время и считала – особенно, что касается бани. Когда я еще жила в Киеве, сауна на даче моих родителей превратилась в настоящий центр светской жизни для моих влиятельных и успешных подруг. Мне лично казалось, что женщинам, которые пытаются состояться профессионально, стоит многому поучиться у мужчин – в первую очередь, умению формировать команду и здоровому «пофигизму».

На самом деле не все так однозначно. Психологи Оливия О'Нейлл и Чарльз О'Райли обнаружили, что женщин, моделирующих мужское поведение, — напористость, уверенность в себе и доминирование, — хоть и воспринимают как более компетентных, но в то же время критикуют за то, что им недостает социальных навыков и умения работать с людьми. А без этого в США далеко не уедешь — тут стиль «красных директоров» не в почете.

А вот специалисты Йельского университета не рекомендуют женщинам особо напрягаться и с красноречием. Если разговорчивость мужчинам в карьере способствует, то женщинам, наоборот, только мешает. Ведь первые воспринимаются как блестящие ораторы, а вторые — как докучливые балаболки.

Исследование НИИ «Каталист» показало, что женщины успешнее продвигаются по карьерной лестнице, если долго работают в одной компании, а мужчины — при переходе в другую фирму. То есть женщинам свою «стоимость» необходимо долго доказывать, а мужчинам платят за потенциал и умение красиво говорить.

Даже с шутками – и тут облом. Лингвист Джудиф Бекстер обнаружила, что 80% шуток, произнесенными женщинами во время заседаний, были встречены гробовым молчанием. А 90% острот в исполнении мужчин – заливистым смехом. Думаю, излишне добавлять, что сами женщины радостно хохочут при шутках коллег противоположного пола и, в лучшем случае, снисходительно улыбаются при желании других женщин показаться остроумными.

Так что же делать? Куда ни глянь — везде подвох. Мне удалось найти только один совет без «второго дна». Эксперты по развитию карьеры советуют женщинам найти «покровительницу» лет на 15–20 старше. Такая женщина уже добилась высокого положения в компании, эмоционально созрела и не видит в молодом специалисте угрозы (пока ты дорастешь до ее уровня, она уже выйдет на пенсию). К тому же у нее может появиться желание передать свои знания и связи начинающему таланту, а в случае с совсем юной протеже — даже проснуться материнский инстинкт. Именно так я начинала свою карьеру в газете «Киевские Ведомости», где меня «взяла по крыло» покойная ныне журналистка Лидия Яковенко.

Очень надеюсь, что мне тоже иногда удается подставить плечо «юным дарованиям». Ведь приятно осознавать, что тот, кому ты помог, добился большого успеха. Ну а стервой, скажу я вам, быть не стоит. Хождение по трупам сопровождается неприятным запахом и нелепой походкой - а мы этого позволить себе не можем.


Колонка ранее была напечатана в «Женском журнале для тех, кто хочет жить счастливо»

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.