4 декабря 2016, воскресенье

Как американцы стали терпимыми к геям и лесбиянкам

комментировать
Росту толерантности способствует доминирование научного понимания этой проблематики

Решение американского Верховного Суда о предоставлении бракам между представителями одного пола такой же защиты Конституции, как и традиционным бракам, «разорвало мозги» и представления о миропорядке значительному количеству моих бывших соотечественников. На самом деле, хотя решение историческое, революционным его назвать сложно. Однополые браки уже были узаконены в доброй дюжине американских штатов. Если бы Верховный Суд не принял это решение, рано или поздно в США осталась бы пара-тройка штатов, в которых однополые браки не признавались бы, но и в них геев нельзя было бы дискриминировать, оскорблять или запрещать им селиться в одном номере в гостинице. 

Интересно тут другое – отношение общества к такому решению. Согласно опросу Гэллапа, с 1988-го года поддержка однополых браков в США возросла с 11% до 55%, причем среди людей в возрасте 18–29 это цифра в 2014-м году достигла 78%! Подобное единодушие американцы в возрасте до 40 лет демонстрируют по всему спектру вопросов, связанных с терпимостью – по поводу межрасовых браков, инвалидов на рабочем месте, женщин во главе корпораций и правительств и т.д. 

Эти процессы происходят по всему миру. Исследование Чикагского Университета и Института Вильямса свидетельствует о том, что за последние 20 лет терпимость по отношению к представителям нетрадиционной ориентации выросла на 90% в исследуемых странах (52 страны). Причем везде женщины и молодежь более терпимы, чем мужчины и старики. Бывшие советские республики, наряду с мусульманскими странами, – среди самых нетолерантных. 

Что же происходит? Разложение общества, свидетельствующее о грядущем Апокалипсисе, или же что-то другое? Я думаю, что общество в западных странах проходит вполне естественную эволюцию под влиянием нескольких процессов. 

Во-первых, ни геи, ни женщины, ни чернокожие, ни представители других угнетаемых классов сложа руки не сидели, а боролись за свои права. И началось это не вчера. Первая женщина в США (Эмма Голдмен) публично выступала в защиту прав сексуальных меньшинств еще в 1910-м году, а первая организация в защиту прав геев в США была создана в 1924-м году в Чикаго. 

С 1988-го года поддержка однополых браков в США возросла с 11% до 55%

В те времена геи в Европе и в США с завистью смотрели на своих побратимов в молодой стране СССР, где в 1917 году был отменен Уголовный кодекс Российской империи, включая наказание за содомию. В Уголовном кодексе 1922 года гомосексуальные отношения были формально декриминализованы. Но впереди планеты всей в области сексуальной свободы страна Советов оставалась недолго – в 1934-м году мужеложество опять стало уголовно наказуемым преступлением. 

В США же первый штат, который отменил наказание за содомию, – Иллинойс – сделал это только в 1966-м году. В 70-м году прошел первый гей-парад в Нью-Йорке, после чего публичные демонстрации становятся одним из основных методов борьбы за равноправие секс-меньшинств. 

Среди геев появляются влиятельные личности, которые завоевывают поддержку не только среди собратьев по борьбе. Первым депутатом местного совета, открыто заявлявшим о своей нетрадиционной ориентации, стала американка украинского происхождения Кэти Козаченко, которая в 1974-м году выиграла выборы в городской совет Энн Арбор, что возле Детройта. 

Во-вторых, росту толерантности способствует доминирование научного понимания этой проблематики, проникающее в массы через СМИ. С 90-х годов все больше людей согласны с утверждением, что сексуальная ориентация заложена генетически, и чем более индивидуум разделяет эту теорию, тем терпимее он относится к представителям сексуальных меньшинств. 

Также возникло понимание сексуальности не как присутствия или отсутствия качества, а как шкалы: человек может быть гомосексуальным, гетеросексуальным и в любой точке между этими двумя «крайностями». Первая такая шкала была разработана психологом Альфредом Кинси еще в 1948-м году. Сейчас существует около 200 систем оценки сексуальности. 

Исследователи предполагают, что большинство людей – бисексуальны, но подтвердить это не могут. Статистика оценки сексуальности традиционно ненадежна. Не каждая уважаемая мать семейства согласится рассказать исследователю, чем она занималась с подружкой в колледже, а какой-нибудь майор Петренко может и сам не понимать, почему он всю жизнь увлекался греко- римской борьбой, походами с мужиками в баню, и так никогда и не женился. 

Подобное отношение – как к шкале, а не как к застывшей характеристике – справедливо и в отношении других качеств. Есть люди с черным цветом кожи, есть с белым, а есть – с разными оттенками смуглости. Есть женщины, есть мужчины, а есть женственные гомосексуальные мужчины и мужественные «амазонки». В общем – сплошной хаос, в котором становится все сложнее провести линию между «мы» и «они». 

В-третьих, в ХХ веке произошел беспрецедентный скачок в аналитических способностях человечества. Социальный психолог Джеймс Флинн указывает на то, что если мы измерим IQ людей в начале ХХ века по стандартам сегодняшнего дня, то разница между ними и нами будет как между умственно отсталыми и одаренными.

Это не потому, что они действительно были поголовно идиотами. Флинн объясняет, что за последние 100 лет в интеллектуальном арсенале большей части человечества появились и закрепились три новых инструмента: классификация, использование логики для решения абстрактных задач и серьезное отношение к гипотетическим предположениям. 

Сто лет назад люди видели мир в чисто физических измерениях и оценивали любой объект с точки зрения полезности. Таким образом, ворона и лошадь не могли попасть в одну категорию, поскольку ворона – бесполезна, а без лошади в хозяйстве не обойтись. Логические задачи перед ними никто не ставил, а обучение заключалось в запоминании фактов. Доказательством любой предпосылки считалось лишь то, что можно увидеть своими глазами, или, на худой конец, благонадежный человек об этом расскажет. 

В речи на конференции TED Флинн приводит пример из своей молодости, когда студенты, вдохновленные Мартином Лютером Кингом, в середине 50-х возвращались домой на каникулы и пытались донести его аргументы до своих родителей. «Батенька, представьте, что вы родились чернокожим…» – начинали они. «Ну и ерунду ж ты говоришь, Томас! – отвечали рожденные в начале века папа с мамой, – не за этим мы тебя посылали в университет аж в Чикаго. Где ж это видано, чтобы белый человек родился чернокожим?» 

Сегодня же мы с легкостью можем себя представить и на месте чернокожих, и геев, и религиозных меньшинств, и снижающейся популяции белых журавлей. Люди, ментально живущие во третьем тысячелетии, не могут смотреть на публичные казни, потому что они тут же представляют себя на месте жертв средневековой юриспруденции. И это не говоря о возросшем уровне сострадания. И проблема тут не в разлагающемся западном обществе, а в растущей пропасти между теми, кто перешагнул эволюционный рубеж и живет в ХХI веке, и теми, кто делать это отказывается, – и психологически, и во всех других отношениях откатывается в новое Средневековье.

Колонка ранее была напечатана в «Женском журнале для тех, кто хочет жить счастливо». 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.