15 декабря 2017, пятница

Как вывести украинский бизнес из тени

комментировать
Необходимо упразднить человеческий фактор во взаимоотношениях бизнеса с государствомНеобходимо упразднить человеческий фактор во взаимоотношениях бизнеса с государствомНеобходимо упразднить человеческий фактор во взаимоотношениях бизнеса с государством

Во время прогулок по улицам столицы или других крупных городов в глаза бросается огромное количество дорогих авто, в торговых центрах не иссякает поток посетителей, а банки, несмотря на сложную ситуацию в государстве, продолжают открывать новые отделения и филиалы. Учитывая такую «экономическую активность», сказать, что Украина – одна из беднейших стран в мире, не поворачивается язык. Впрочем, цифры, которые приводят и влиятельные западные аналитические центры, и отечественные эксперты, и государственные органы власти, говорят о совсем другой картине.

По данным Международного валютного фонда, который пристально следит за ситуацией в нашем государстве, Украина является одним из «лидеров» падения экономики уже несколько лет подряд. Так, по итогам 2015 года Украина вошла в пятерку стран с наибольшим сокращением ВВП – минус 9%, уступив только Экваториальной Гвинее, Венесуэле, Сьерра-Леоне и Йемену.

Одной из причин (а одновременно – и следствием) подобной динамики стал уровень тенизации украинской экономики, который достиг верхних критических значений. По данным Министерства экономического развития, первые три квартала 2015 года зафиксировали уровень теневой экономики в объеме 40% ВВП. Это почти вдвое больше, чем в странах ЕС. При этом, как отмечают экономисты, даже такие цифры слишком оптимистичны, поскольку по разным методикам подсчета диапазон «тени» может колебаться в пределах от 45 до почти 70%. То есть, гарантированно более половины экономики работает «самостоятельно», минуя какие-либо связи с государством.

Следует также упомянуть, что «игра в прятки» с государством становится популярнее год от года: нынешний показатель тенизации экономики – самый высокий за последние 5 лет. Возможно, корни подобного явления - не только в политическом кризисе, внешней агрессии и войне на Донбассе? Скажем, в 2011 г. уровень тенизации оценивался в 34%, в 2014 г. – уже в 41% ВВП. Наверняка природа экономической «тени» значительно глубже, и ее истоки скрыты в самой философии построения деловых взаимоотношений между государством и обществом. Косвенными причинами также являются коррупция, серьезное налоговое бремя, отсутствие дешевых кредитов и доступа к иностранным капиталам, слабое вовлечение инвесторов, сложная система администрирования бизнеса и отчетности.

По итогам 2015 года Украина вошла в пятерку стран с наибольшим сокращением ВВП

Остается только надеяться, что для украинцев уйти в «тень» - это не правило жизни, а один из методов выживания, как это было в 90-х. В «тени» оказываются все: и владельцы всех видов бизнеса, и наемные работники, которые ради больших доходов соглашаются на получение зарплаты «в конверте». В конечном итоге проигрывают все, так как ключевая цель уплаты налогов – построение сильного государства, способного брать ответственность за создание более качественных условий всем согражданам – уже 25 лет видится миражом в пустыне безразличия.

С подобными тенденциями Украина до сих пор не смогла и не сможет найти свое место среди стран Евросоюза, к стандарту жизни которых мы сейчас стремимся. К слову, эксперты указывают на то, что уровень тенизации украинской экономики намного превышает средние показатели в странах ЕС. Так, по подсчетам европейских ученых, среди стран ЕС самой «серой» является экономика Болгарии: здесь нелегально действует 30% бизнеса. Хотя в среднем по Европе этот показатель не превышает 18%.

Проблема действительно комплексная и требует принятия серьезных мер как со стороны государства, так и бизнеса. И ключевым фактором уменьшения «тенизации» экономики является поиск оптимальных механизмов возврата утраченного доверия. Не изменив этой ситуации, говорить о дальнейших шагах в реформировании всех сфер жизнедеятельности в стране было бы слишком преждевременно.

Существует ли эффективный способ решения данной задачи? Да, и не один. Прежде всего, следует изменить не только саму систему налогообложения, но и способ их взыскания в пользу государства. Нынешняя система взаимоотношений между государством и бизнесом построена на страхе потенциального наказания за несвоевременную уплату налогов, административной и уголовной ответственности за ошибочное администрирование и т.п., что несет в себе огромные коррупционные риски для бизнеса. Например, в 2015 году наиболее эффективным методом борьбы с «тенью» оставались фискальные проверки: в течение трех кварталов 2015 года Государственная фискальная служба провела более 16 тыс. проверок предпринимателей. По их результатам налоговики дополнительно начислили украинскому бизнесу 3,6 млрд. грн. налоговых обязательств и начали 6245 уголовных производств. Весьма сомнительный и заведомо неэффективный способ возврата доверия между государством и бизнесом. Ведь, учитывая прогнозные обороты ВВП в 2,2 трлн. грн. и тот факт, что около половины от этого так или иначе окажется в «тени», «улов» фискалов в несколько миллиардов гривен после проверок бизнеса выглядит весьма условной «победой» ГФС.

А между тем существует очень простой способ решения данной проблемы: он заключается в том, что необходимо упразднить человеческий фактор во взаимоотношениях бизнеса с государством.

Подобные алгоритмы уже разработаны и постепенно внедряются в современные системы государственно управления и распределения бюджетных средств. Речь идет, прежде всего, о механизме электронных тендерных закупок по системе Prozorro и о едином веб-портале контроля использования публичных средств E-data. Наряду с внедрением системы электронного правительства, бизнес и государство могут заключить новый общественный договор о совместных шагах навстречу легализации экономики. Одной из таких инициатив может стать идея «электронной фискализации», подразумевающая уменьшение фактора «ручного управления» в администрировании налогов с помощью IT-технологий, которая уже успешно внедрена во многих странах мира.

С одной стороны, любое усиление фискального контроля воспринимается обществом в штыки, поскольку государство получает больше рычагов для контроля над деятельностью предпринимателей и давления на них. С другой стороны, именно IT-технологии могут стать тем фактором, который исключает из уравнения чиновников, а значит – уменьшает коррупционные риски. Кроме того, система финансового мониторинга позволяет каждому предпринимателю, который принимает решение о честных взаимоотношениях с государством, также иметь доступ ко всем данным по своим трансакциям.

Впрочем, пока что главным препятствием на пути к подобным инновациям является отсутствие достаточного количества информации о функционировании и преимуществах подобной системы – как среди предпринимателей, так и государственных управленцев.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.