29 июня 2017, четверг

Как сделать украинский рынок электроэнергии эффективным

комментировать
Правительству следует четко и окончательно принять решение о полном реформировании рынка и ни в коем случае не отступать от курса

Не секрет, что конечные потребители электроенергии в Украине не слишком довольны сложившейся системой подключений, закупки и проверок, а в целом – уровнем сервиса, предоставляемого безальтернативными облэнерго. Государство и генерирующие предприятия же, в свою очередь, не рады низким тарифам, излишнему субсидированию и не полному взысканию платежей “за свет”. Кроме того, необходимо соответствовать требованиям ЕС.

Решить эти проблемы предстоит путем реформирования рынка электроэнергии, с конечной целью трансформации модели рынка в так называемый “рынок двухсторонних договоров и балансирующий рынок”. Ключевым аспектом реформы является разграничение деятельности по сбыту конечным потребителям электроэнергии с другими видами деятельности: производство, передача сети высокого напряжения и распределение сети низкого напряжения электроэнергии.

В данное время инструментом для воплощения в жизнь такой реформы предлагается обитающий в правительстве проект закона “Об обязательном разграничении видов деятельности в электроэнергетике”.

Главный риск новой модели рынка - экономическая невозможность продолжать активное субсидирование населения

Системообразующим предложением данной реформы является принудительная реорганизация облэнерго с тем, чтобы предприятия-правопреемники могли заниматься лишь одним видом деятельности: распределение электроэнергии либо сбыт электроэнергии. Государственная монополия сохранится лишь на передачу электроэнергии по сетям высокого напряжения.

Таким образом, создается простор для прихода полностью частных предприятий в сектор производства электроэнергии и сектор сбыта продукта конечным потребителям. В теории, это позволит значительно изменить структуру рынка уже к 2017-2018 году. Несомненно, такая реформа поспособствует росту конкуренции, а значит, и уровня сервиса, притоку частных (в том числе европейских) инвестиций, а также росту тарифов (до экономически обоснованных).

Нельзя не отметить определенные риски предлагаемой модели рынка. Главный – экономическая невозможность продолжать активное субсидирование населения. Действительно, законы рынка и склонность правительства заигрывать с населением низкими тарифами на свет – несовместимы. Кроме того, сам процесс реорганизации существующих предприятий и допуска новых в столь важный сектор экономики является непростым.

В этой связи, отмечу, что опыт реформирования рынка ЕС (начатого с восьмидесятых годов) четко дает понять, что либерализация возможна лишь полностью и бесповоротно, а половинчатые решения порождают новые проблемы.

Правительству следует четко и окончательно принять решение о полном реформировании рынка и ни в коем случае не отступать от курса. В любом случае, частному капиталу следует внимательно следить за прохождением законопроекта и надеяться, что реформа таки состоится, а весьма большой рынок – откроется.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.