19 августа 2017, суббота

Правильный конкурс. Как избирать кандидатов в Верховный суд

комментировать
Есть надежда, что уроки, извлеченные из процесса отбора кандидатов в судьи ВС, будут полезны для полной перезагрузки всей судебной системы

Украинская судебная система нуждается в обновлении. И конкурс в Верховный суд, который проводит Высшая квалификационная комиссия судей Украины (далее – ВККС) как раз может дать эту возможность. Треть кандидатов из 653 человек, допущенных к участию в конкурсе, ранее не принадлежали к судейскому корпусу. Все этапы конкурса проводятся открыто и публично. За написанием анонимного письменного тестирования и практического задания могли наблюдать все, кто хотел.

Есть надежда, что уроки, извлеченные из процесса отбора кандидатов в судьи ВС, будут полезны для полной перезагрузки всей судебной системы.

Должен признать, что ВККС проделала большую работу в направлении открытости и прозрачности при отборе кандидатов для нового Верховного суда. Об этом можно с уверенностью говорить, как ссылаясь на аналогичную европейскую практику – которая, на данный момент мало что может предложить Украине – там это практически исключительно политический процесс. Так и сравнивая процесс отбора судей в ВС с похожими процедурами, имевшими место в НАБУ и других недавно созданных учреждениях.

Когда мы говорим об оценке конкурса, необходимо исходить из того, что именно Украина желает получить как стандарт в будущем.

Во время первого этапа отбора отсеялась почти половина кандидатов исключительно на основании результатов тестирования правовых профессиональных навыков и практических упражнений. Это более чем похвально.

Необходимо качественно улучшать процесс оценивания, а не смотреть на его результат

Когда мы анализируем качество процесса квалификационного оценивания, осуществляемое ВККС, то смотрим на него с точки зрения достаточных процессуальных гарантий. Общественные организации видят его с другой стороны, каждый раз вникая в какие-то конкретные индивидуальности и результаты, которые выставлены, иногда поднимаяслишком много шума из ничего.

Так вот поднималась как проблема, что некоторые из модельных дел, предложенных для рассмотрения в процессе отбора, были основаны на реальных делах, которые некоторые кандидаты могли рассматривать ранее в рамках своей профессиональной деятельности. Вместе с тем во время публичных обсуждений Комиссия заявляла о том, что практические задания будут основываться на реальных делах. Этот подход вполне отвечает передовой международной практике. Не следует путать практические задания с тестированием. В анонимном тестировании, которое кандидаты проходили в первую очередь, выбирались варианты ответов, при этом «правильные» или «неправильные» ответы определялись с помощью компьютера. Задача, стоящая перед кандидатами при решении практического задания, заключалась не в том, чтобы вспомнить, каким мог быть результат подобного дела в прошлом, а в том, чтобы определить, каким должен быть решение будущего Верховного суда, исходя из фактов, представленных на рассмотрение. Это потребовало от кандидата продемонстрировать свою способность структурировать и обосновывать решение Верховного суда, поднимать и обсуждать правовые вопросы, а не просто прийти к определенному заключению в постановляющей части.

Что касается процесса, то рекомендую, проводя следующий раз анонимное тестирование, помнить, что отбираем судей Верховного суда, а не юристов первого или второго года работы компании. Поэтому проверка знаний законов, наверное, не должна быть существенным фактором тестирования. В части практических заданий я нейтрально отношусь к тому, что они основаны на реальных делах, поскольку это практика взята из международных стандартов. С другой стороны, отбор практических заданий нужно проводить более тщательно: не с помощью робота, а симбиозом – члены комиссии формируют шорт-лист, из которых окончательные варианты выбирает компьютер.

В последнее время распространяется информация о том, что от ВККС требуют выставить баллы по результатам собеседования до проведения пленарного заседания Комиссии, на котором будет решаться вопрос о преодолении выводов Общественного совета добропорядочности (ОСД). Также говорят о том, чтобы все заседания проводить в присутствии представителей общественности.

Здесь хотел бы отметить, что есть закон и методология проведения конкурса, которымследует ВККС. В ст. 101 Закона «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что решение ВККС в пленарном составе принимается большинством состава Комиссии. А голосование проводится «при отсутствии лица, относительно которого решается вопрос, и других лиц,которые не являются членами Комиссии». То есть закон запрещает присутствовать на пленарном заседании кому-либо, кроме членов ВККС. Таким образом, соблюдается рекомендация Консультационного совета европейских судей о том, что результаты являются открытыми, а сам процесс их вынесения, закрытым. Хочу отметить, что для соблюдения публичности, которая присуща конкурсу, важно, чтобы ВККС предоставила общественности мотивируемый и обоснованный вывод, за который проголосует. ВККС уже пошла обществу на встречу, позволив членам ОСД присутствовать во время всех интервью и задавать вопросы кандидатам на равных с членами Комиссии.

Необходимо качественно улучшать процесс оценивания, а не смотреть на его результат. Результат в конце концов будет в какой-то мере зависеть от усмотрения Комиссии. Поскольку именно на ВККС возложена ответственность и полномочия за процесс и результат конкурса. Однако общественность, через ОСД, уже имеет достаточное влияние на проведение конкурса далеко за пределами тех возможностей, которые существуют в странах ЕС. Важно, чтобы каждый занимался своей работой и отвечалза результаты. Поэтому здесь нужно сохранить баланс профессиональности, доверия и добропорядочности. Членов ВККС избирали на должности, и им уже дали лимит доверия для того, чтобы провести этот конкурс добропорядочно.

Уроки, которые даст процесс отбора кандидатов в судьи ВС, пригодятся для перезагрузки всей судебной системы Украины. Эта перезагрузка начинается с 600 вакансий на должности судей низших инстанций, которые должны быть заполнены до конца 2017 года. Вне сомнения, для того, чтобы общество стало доверять этому процессу, нужно время, но у юристов доверие уже есть. Тот факт, что почти 9000 кандидатов уже подали заявки на участие в этом отборе, свидетельствует об определенной степени доверия к конкурсному процессу со стороны украинского юридического сообщества. Если в отборочных процессах юристы доверяют Комиссии, то со временем и общество последует этому примеру. 

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Довидас Виткаускас   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.