23 марта 2017, четверг

Что не так с украинскими университетами

комментировать
Чтобы построить сильную экономику и умное общество, Украина должна поднять свои образовательные стандарты

Чтобы построить сильную экономику и умное общество, Украина должна поднять свои образовательные стандарты

Вузы не должны видеть в студентах лишь подчиненных, чей мозг нужно заполнить академическими знаниями

В Украине молодые люди после школы по умолчанию поступают в высшие учебные заведения. В то же время современная образовательная система ставит перед собой две цели: с одной стороны, обеспечить прогресс в академических дисциплинах на благо общества и экономики, а с другой – предоставить будущим выпускникам инструменты, которые позволят им построить карьеру.

Тем не менее, коэффициент охвата населения высшим образованием, составляющий в Украине 70%, не всегда означает успех на рынке труда. Образованная украинская молодёжь страдает от безработицы, уровень которой в два раза превышает среднестатистические показатели в других слоях населения. Большая заминка происходит при переходе от образования к работе. Низкая конкурентоспособность украинских вузов в сочетании с высоким уровнем коррупции и отсутствием прочных связей между высшим образованием и рынком труда приводит к растрате талантов, снижению доходов государства и конкурентоспособности украинских компаний.

Украина не собирает данные относительно занятости выпускников. Кроме того, в стране отсутствует система мониторинга и прогнозирования будущих потребностей рынка труда. Вместо того чтобы обучаться различным профессиям, обеспечивающим более устойчивое экономическое и социальное развитие, многие студенты делают ставку на якобы надежные юридические и экономические специальности. Первым шагом на пути к выравниванию разрыва между полученными и необходимыми работодателю навыками должен стать анализ того, какие профессионалы нужны Украине в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также разработка консультационных программ для студентов. Второй шаг – введение системы, поощряющей работодателей предоставлять студентам оплачиваемые стажировки и рабочие места, а также брать выпускников на работу на достойных условиях.

Меньшее количество вузов не должно означать меньшие шансы на получение образования

Привлекать и взращивать таланты – в интересах работодателей. Тем не менее, инвестиции в обучение и открытость по отношению к навыкам, полученным за пределами формального образования, требуют соответствующих усилий со стороны высших учебных заведений. Вузы должны видеть в студентах не только подчиненных, чей мозг нужно заполнить академическими знаниями – они должны взять на себя большую ответственность за карьеру будущих выпускников.

Автономность вузов в Украине позволяет им устанавливать собственные учебные программы. Вузы должны использовать эти возможности, чтобы, во-первых, ориентироваться на студентов и повышать уровень преподавания до международных стандартов, а во-вторых - добавлять курсы, которые помогали бы студентам трудоустроиться. Например, вводить курсы управления проектами. Финансовая независимость университетов, достойный бюджет и свобода администрирования станут критически важными как для повышения качества образования выпускников, так и для их трудоустройства.

Среди украинских студентов существует тенденция полагаться на «третью сторону» при поиске работы, например, на семью и, как ни парадоксально, государство. Это пережиток советского прошлого. Исследования показывают, что лишь у трети студентов есть дополнительная работа.  Конечно, студенты не должны обслуживать столы в ночное время или отрабатывать смены на заводах, однако в таких странах, как Германия, неполная занятость в смежных с получаемым образованием сферах может обеспечить студентам первую работу.

Прием на работу должен основываться на личных заслугах, как и присваивание дипломов. В связи с этим, сокращение количества образовательных учреждений является болезненным, но необходимым шагом. Вместе с тем, меньшее количество вузов не должно означать меньшие шансы на получение образования. Необходима новая система стипендий (наряду с благоприятными условиями студенческого кредитования), которая будет основываться не только на успеваемости, но и на социально-экономическом положении студентов, а также учтет такие особенности, как инвалидность или принадлежность к уязвимым социальным группам потенциальных студентов. Такая система могла бы обеспечить социальную инклюзивность, повысить общий уровень образования и помочь разорвать связь между доходами родителей и возможностями по получению высшего образования, препятствуя тем самым растрате талантов.

И, наконец, украинское высшее образование не существует в вакууме. Украина активно участвовала и продолжает участвовать в программах академической мобильности ЕС, таких как Tempus, Erasmus Mundus и Erasmus+. Почти две тысячи студентов воспользовались выгодами студенческих обменов. Исследователи имеют право на стипендии Мари Склодовской-Кюри. С момента своего создания эти программы профинансировали почти 250 проектов и более 1,8 тыс. индивидуальных обменов. Студенты, преподаватели и исследователи подтвердили, что очень выиграли от ознакомления с европейской университетской культурой, которая предоставила им новые методы обучения и преподавания, укрепила их межкультурные навыки и знание иностранных языков, а также расширила их институциональные и личные связи на международном уровне.

Для дальнейшего продвижения интернационализации академическую мобильность необходимо дебюрократизировать. Студентов не нужно наказывать повторной сдачей экзаменов при возвращении домой. Комплексные программы, существующие между вузами в странах-членах ЕС, могут стать частью решения вопроса. Пример нескольких украинских университетов, которые ввели двойные дипломы с известными вузами стран-членов ЕС, показывает, что при усердной работе образование в Украине может соответствовать самым высоким международным стандартам.

С 2005 года Украина – участница Болонского процесса. Несмотря на некоторые бесспорные достижения, ключевые системные реформы еще предстоит завершить. Частично введена Национальная система квалификаций, частично запущена работа Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Состав последнего еще в недалеком прошлом вызывал сомнения, запуск его работы затягивается, что выглядит зловеще, ведь это агентство несет ответственность за борьбу с коррупцией в системе высшего образования. Оба упомянутых вопроса являются частью 100-дневного плана Министерства образования и будут ключевыми показателями работы новой министра.

Тем не менее, даже если реформирование высшего образования пройдет гладко, его эффект будет незначительным без параллельных реформ на рынке труда и активной поддержки молодежного предпринимательства, в том числе проведения реформ в области социальной защиты для работников, которые впервые получили рабочее место, а также фрилансеров. Государство должно реформировать себя как работодателя для привлечения высококвалифицированных выпускников на государственную службу.

Если Украина хочет построить сильную экономику и умное общество, другого выхода, кроме как поднять свои образовательные стандарты и связать вузы с рынком труда, нет. Поколение, стоявшее на передовой Революции достоинства, ждет этого, причем безотлагательно.

Больше мнений здесь

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Надежда Вертебная   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.