22 сентября 2017, пятница

Снова изобретаем велосипед

комментировать
Трудно представить себе занятие, столь же длительное и мучительное, как реформирование системы оказания психиатрической помощи в бывшей советской республике

Это утверждение я основываю не на горстке неудачных попыток, а на опыте, охватывающем сотни проектов, осуществлённых при моем участии практически во всех бывших советских республиках за более чем четверть века.

Возникает вопрос – почему? Почему медицина и в особенности психиатрия являются столь несокрушимым оплотом советского прошлого? Есть множество факторов, объясняющих сложившуюся ситуацию, однако главная причина, на мой взгляд, заключается в следующем: для того, чтобы психиатрические службы стали гуманными и этическими, были направлены на интеграцию людей в общество и уделяли первостепенное внимание возможностям людей, а не их ограничениям, общество должно достигнуть определенного уровня гуманности и уважения к индивидуальности и человеческому достоинству всех и каждого. Увы, в течение 75 лет именно эти качества целенаправленно уничтожались до основания советским строем, поскольку индивидуальность, человечность и достоинство представляли собой фундаментальную угрозу тоталитарному режиму.

Да, более двадцати пяти лет прошли с тех пор, как распался СССР, однако многое из того периода до сих пор живо, часто проявляясь в отсутствии терпимости, в жестокости, эгоцентризме и коллективном ощущении того, что люди не представляют собой ни малейшей ценности и служат лишь винтиками мощной и неприступной системы.

Увы, мы наблюдаем за провалом с самого начала. Еще одна упущенная возможность для Украины

В психиатрии это привело к возникновению системы, являвшейся уникальной во всем мире. Многие мои западные коллеги не могут понять, почему так явно отличается бывшая советская система от системы в других развивающихся странах. Психиатрия стала такой же тоталитарной, как и общество, которому она служит. А это губительное сочетание: с одной стороны, психиатрия изолирует людей от общества, потому что они другие или страдают заболеваниями, а с другой стороны – равнодушное общество, не желающее заботиться о тех, кому нужна помощь. Уж лучше иметь нефункционирующие службы, как в некоторых африканских странах, и начинать с нуля, нежели фундаментально реформировать постсоветскую систему.

Чтобы изменилась система, измениться должно само общество. В корне, от начала до конца. На это потребуется много лет.  Некоторые изменения происходят лишь естественным путем, когда старшие поколения вынуждены освободить сцену для новых, другие же зависят от успешного взаимодействия между профессионалами и соответствующими органами власти. До тех пор, пока не будет найдено взаимопонимание между профессионалами, властями и гражданским обществом, включая правозащитников, достигнуть успешных изменений невозможно.  Необходимо привлечь к процессу перемен все заинтересованные стороны, каким бы сложным и длительным ни оказался этот процесс.

Но и тогда успех не гарантирован. Чтобы разработать план реформ, следует знать потребности есть у населения. Весьма непростая задача для страны, где статистика по определению является подделанной реальностью и не пользуется доверием. В Украине, как и во всех советских республиках, статистика обслуживала политику, а понятие «доказательной медицины» по-прежнему является новым и почти неосвоенным. Как же можно разработать стратегию, не зная, что именно требуется? Как можно планировать поездку, не зная, куда направляешься?

Именно это сейчас и происходит в Украине. Недавно под руководством исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун была создана рабочая группа по разработке стратегии в области психиатрии, которая должна будет лечь в основу будущего плана действий. В то время как в большинстве стран мира на разработку адекватной стратегии и плана развития услуг уходят годы, в Украине это предполагается сделать в течение нескольких недель: без надлежащего анализа потребностей и ресурсов, без участия всех заинтересованных сторон. Безусловно, в рабочую группу включены опытные и знающие люди с длинным послужным списком, однако некоторые из них явно попали туда случайно. В составе группы отсутствует экономист, эпидемиолог и эксперт по правовым вопросам. Группу представляют лица, которых министр одним воскресным днем собрал вместе и дал задание, справиться с которым они не готовы.

Моя организация участвовала в разработке национальных стратегий и планов действий в сфере охраны психического здоровья на протяжении двух десятилетий. Мы поддерживали этот процесс в Грузии, Литве, Молдове и нескольких балканских странах. Мы запустили процесс реформ в десятках стран, деинституциализируя больничные службы и постепенно заменяя их услугами в сообществе. Таким образом, мы поняли, что является эффективным и особенно, что таковым не является. Мы видели множество неудач, вызванных, в частности, тем, что старые номенклатурщики и правительственные чиновники препятствовали процессу реформ. На бумаге план может выглядеть безукоризненным, но на практике оказаться совершенно безнадежным. Мы поняли, что попытки разработать план, не привлекая к этому процессу целевую группу, т.е. лиц с психическими расстройствами и их родственников, обречены на провал. Нельзя рассуждать об услугах, не спросив мнения тех, кто ими пользуется. Именно клиенты должны иметь право решающего голоса, а отнюдь не те, кто предоставляет услуги. Это основной закон любого бизнеса, так почему же в сфере охраны психического здоровья должны действовать другие правила? 

Впрочем, лучше всего мы поняли, что процесс развития стратегии и плана действий занимает годы, а их осуществление длится еще дольше. В этом процессе крайне важно изучить опыт неудач в других странах и попытаться разобраться, почему план, казавшийся прекрасным на бумаге, никуда не годится на практике. Лучше всего привлекать к работе над планом тех, кто испытал на себе эти неудачи, прошел через кризисы, разочарования и может объяснить причины краха задуманного.

К сожалению, сегодняшние реформаторы в Министерстве  здравоохранения Украины не желают учиться у других, учитывать собственный  позитивный и негативный прошлый опыт в данном вопросе или  прислушиваться к  мнению профессионалов, привлекать профессионалов и их представительные органы, такие как Ассоциация психиатров Украины, к своей работе. Ко всему прочему, они забыли задействовать клиентов и их родственников, что совершенно недопустимо в развитии современных услуг в сфере охраны психического здоровья. Добавьте к этому еще тот факт, что они не провели надлежащую оценку потребностей, и у вас получится идеальный рецепт предстоящей катастрофы.

Увы, мы наблюдаем за провалом с самого начала. Еще одна упущенная возможность для Украины, и продолжение страданий для тех, кто в настоящее время приговорен к получению психиатрических услуг, которые далеки от совершенства, не потому что в них работают плохие профессионалы, а потому что Министерство здравоохранения сегодня непрофессионально пытается решать самый важный вопрос  создания стратегии и плана действий по охране психического здоровья, а также не берет на себя ответственность за свои действия и не выполняет своих обязательств.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.