7 декабря 2016, среда

Как разделить бизнес и власть

комментировать
Украине пора начать новую страницу истории – без олигархических войн

Противостояния кланов, разборки финансово-промышленных групп – как не называй, суть одна – борьба за финансовые ресурсы страны. Традиционно с каждой сменой власти мы наблюдаем очередной эпизод нескончаемой саги олигархических войн в Украине. Но все эпизоды до этого времени заканчивались лишь потому, что участники смогли договориться о временном перемирии. К сожалению, исторически сложилось так, что финасово-промышленные группы в Украине решают свои вопросы либо через представителей во власти, либо сами становятся властью, создавая полукриминальную систему отстаивания бизнес-интересов, поразившую клетки нездорового организма Украины.   

Остановить олигархические войны, которые кроме дестабилизации внутри страны наносят еще и колоссальный вред и так хрупкому обновленному после Революции достоинства имиджу страны, можно и нужно. Рецепт простой - разделить бизнес и политику. Нужно создать такие условия, чтобы олигархам было невыгодно идти в Верховную Раду, в правительство, другие институты власти самим и отправлять туда своих людей.

Что для этого нужно сделать:

1. Сделать прозрачным механизм финансирования партий. После Революции достоинства власть обещала, что досрочные парламентские выборы 2014 года будут проходить по новому закону о политических партиях, который предусматривает четкое и прозрачное финансирование. Это позволило бы начать очищение партий от влияния большого бизнеса, их превращение в самостоятельных игроков в интересах народа. Только после этого партии могли бы реализовывать свои стратегии, а не обслуживать спонсоров, разрабатывая заказные законопроекты.

Нужно создать такие условия, чтобы олигархам было невыгодно идти в Верховную Раду или в правительство

В списки могли бы попадать не «финансисты», а профессиональные врачи, учителя, аграрии, фермеры, мелкие предприниматели, которые знают проблематику своей сферы изнутри. Законопроект о финансировании партий был внесен на рассмотрение парламента предыдущего созыва, но попытка закончилась ничем. То ли времени не хватило, то ли пресловутой политической воли, то ли война помешала. Ничего не изменилось и с депутатской неприкосновенностью, которую столько раз уже порывались снять. Да и количество депутатов нужно сократить, что позволит повысить конкуренцию между ними. 

2. Создать институт цивилизованного лоббизма, как это сделано в развитых странах. Конечно, на это нужно время. Цивилизованный лоббизм в США формировался сто лет. Украине только 23 года, и мы имеем тяжелое наследие советского режима, пустившее корни уже в независимой Украине в виде коррупции, ручного управления страной, смешением личных интересов с государственными. У нас лоббизм является синонимом таких понятий как «взяточничество», «коррупция». Перевести защиту интересов в легальную плоскость пробовали четыре раза – именно столько было внесено законопроектов о лоббизме в парламент с момента провозглашения независимости нашего государства. Нам нужно предпринять попытку номер пять, которая должна завершиться конкретным результатом – принятием закона о лоббизме. Только установив легальные правила игры на политическом поле, мы действительно сможем начать побеждать коррупцию. Ведь если профессиональные лоббисты, официально зарегистрированные, будут открыто представлять интересы той или иной ассоциации, федерации, одним словом, бизнеса, то олигархам не будет смысла вести закулисную «коррупционную» игру через карманных депутатов. Она просто окажется вне закона и станет невостребованной.   

3. Реформировать государственные закупки и сделать этот процесс максимально прозрачным. Эта реформа задекларирована и в Коалиционном соглашении, и в программе правительства. Бюджет государственных закупок – около 200 миллиардов гривен в год. Промежуточные результаты уже есть, некоторые министерства провели первые закупки по новой системе госзакупок ProZorro. Экономия составила 10-20% от начальной цены. Но впереди еще долгая кропотливая законодательная работа.

4. Создать систему независимого контроля над расходованием бюджетных средств, возможно, с привлечением авторитетных иностранных аудиторов, потому что свои пока не внушают доверия.

5. Открыть реестры собственности. Лед вроде бы тронулся, но снова же процесс пока не совершенен: изменения в Земельный кадастр не внесены, реестр об имущественных правах на недвижимость уже открыли, но назвать его на 100% прозрачным нельзя. Например, в нем не предусмотрен поиск по фамилии.

6. Пересмотреть результаты приватизации и в случае доказательства фактов приобретения той или иной государственной собственности нечестным путем, установить наказание, например, в виде выплаты компенсации в бюджет или возвращения предприятия в государственную собственность. Главное, чтобы пересмотр незаконных сделок не стал прикрытием для нового передела собственности. 

Эти шаги позволят начать очистку власти, сформировать новый вид политика – независимого профессионала, вывести на арену политической игры реальные независимые партии, которые не будут считать  «политическую репутацию» пустым звуком и будут работать над воплощением своей идеологии.

Мы должны начать писать новую страницу истории Украины, незапятнанную олигархическими войнами. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.