5 декабря 2016, понедельник

Регионалы и сепаратисты: чем рискует Украина на местных выборах

комментировать
«Машины по сбору голосов» в регионах стали автономными и теперь могут работать в интересах практически любого политического проекта

Харьков, солнечное воскресенье октября 2014 года, в разгаре кампания перед внеочередными выборами в Верховную Раду. Местный телеканал показывает сюжет о проведении субботника в одном из спальных районов. Корреспондент берет интервью у немолодой женщины, которая бойко рассказывает об инициативе жителей, нахваливая их сплоченность и дух добрососедства. Интервью и правда проходит на фоне слаженной работы: такие же пенсионерки убирают мусор и красят лавочки.

Идиллию самоорганизации нарушает только мелькающая в кадре атрибутика одного из кандидатов в народные депутаты - «крепкого хозяйственника», старого члена Партии регионов и довольно близкого приятеля мэра города Геннадия Кернеса. Вопрос журналистки о роли кандидата в субботнике застает женщину врасплох: она рассыпается в благодарностях, но затрудняется ответить по существу. Впрочем, корреспонденту это и не нужно – она с довольным видом произносит в камеру заключительную речь, оператор убирает оборудование - их работа здесь окончена.

Через пару часов окончится и труд нашей героини, получившей в награду собственную минуту славы, – вместе с остальными она садится в автобус и уезжает к месту своей настоящей работы в один из детских садов города Харькова. Уже в автобусе старшая группы – она же директор детского сада – ненавязчиво напоминает, что руководство приняло решение поддержать на выборах определенных кандидатов, называя их членами команды городского головы, и просит принять в день голосования правильное решение.

Такие эпизоды, от которых увлеченный европейскими веяниями столичный житель слегка отвык, для работников бюджетной сферы в регионах – будничная реальность, которая повторяется из года в год. Не станет исключением и нынешний – на осень намечены выборы в местные органы власти. Сращивание административной власти и партийных структур на местах привело к тому, что даже в далеких от политики сферах (городского хозяйства, образования, социального обеспечения) руководящие посты заняли люди, имеющие определенные позиции в партийной иерархии. Подобный симбиоз способствовал мутации коммунальных предприятий и учреждений в своего рода «машины по сбору голосов», мощные инструменты для зачистки политического поля, которыми с удовольствием пользуются местные элиты. Демонтаж этих структур – один из ключевых вызовов грядущих местных выборов.

Имея в распоряжении административные структуры, местные элиты могут поддаться желанию создать собственные «удельные княжества»

Идея предыдущего абзаца станет понятнее, если провести небольшой экскурс в историю. Местные выборы 2006 года, проходившие по пропорциональной системе с закрытыми списками, впервые привнесли в региональную политику элементы партийной идентичности. Наибольшую выгоду из этого тренда извлекла Партия регионов, которая смогла сформировать устойчивое большинство в местных советах восточных и южных областей, умело конвертировав высокий рейтинг Виктора Януковича и играя на фобиях местного русскоязычного населения. Большинство избранных тогда мэров также были лояльны бело-голубым, что создало идеальные условия для интеграции партийных и административных структур – назначение на значимые посты преданных партийцев позволяло контролировать финансовые потоки в виде доходов муниципальных предприятий, тендеров, платежей и налогов. Такая кадровая политика гармонично вписывалась в распространенный на постсоветском пространстве принцип «власть-собственность», когда членство во властных структурах дает возможность влиять на доступ к государственным ресурсам и аппарату принуждения, фактически ставя большую часть предпринимателей в зависимость от чиновничьей воли. Логично, что лояльность мелкого и среднего бизнеса местным властям была обеспечена, а с ней аккумулировались и дополнительные финансовые ресурсы.

«Машины по сбору голосов» заработали на полную мощность к выборам президента в 2010 году. Возглавляемые регионалами местные власти, которые успешно мобилизовали электорат и одновременно оказывали постоянное давление на правительство Тимошенко в виде непрерывной критики его инициатив, стали одним из факторов триумфального возвращения Виктора Януковича в коридоры власти. В большинстве южных и восточных областей с помощью административных рычагов обеспечивалась явка на массовые мероприятияя, проводилась скрытая агитация: работу партийных агитаторов выполняли служащие муниципальных предприятий, а деньги, выделенные на это, присваивались.

Успех был закреплен на муниципальных выборах осенью 2010 года, когда переход к смешанной избирательной системе позволил Партии регионов получить доминирующие позиции на Юго-Востоке. Возвращение мажоритарной составляющей не стало преградой для функционирования гибридных партийно-административных структур: они успешно смогли обслуживать интересы «правильных» кандидатов, что впоследствии показали парламентские выборы 2012 года.

Более того, на внеочередных выборах в парламент в прошлом году «машины по сбору голосов» оказались идеальным выходом из ситуации для бывших регионалов, которые избирались под маской самовыдвиженцев. Например, в Харьковской области 15 из 16 избранных депутатов в прошлом имели отношение к Партии регионов, однако на выборах позиционировали себя как независимые кандидаты. Этот факт не помешал им использовать партийно-административные структуры в свою пользу, опираясь на личные связи с руководством города и области.

Таким образом, можно говорить об автономизации «машин по сбору голосов», которые продолжают свое существование и после крушения создавшей их политической силы. Фактически, гибридная партийно-административная вертикаль в регионах теперь ориентируется на отдельных представителей местных элит и при желании может работать в интересах практически любого политического проекта - от условно пророссийского до партии нынешнего президента.

Последняя выделена не случайно – можно представить, какой соблазн будет довлеть над представителями Блока Порошенко, которому как раз не хватает собственной региональной инфраструктуры, когда под рукой будет неоднократно доказавший свою эффективность механизм быстрого завоевания электоральных очков. Вполне вероятно, что этот соблазн сыграет свою роль и в результате некоего межэлитного пакта президентская политическая сила получит «машины по сбору голосов» в свое распоряжение.

Однако этот путь не способен привести ни к чему хорошему. Для того, чтобы успешно двигаться по дороге реформ, политической элите необходимо найти в себе силы отказаться от гибридной партийно-административной вертикали, как и других пережитков прошлого – ее сохранение будет означать консервацию старых правил игры на местах. Более того, существование этих структур в условиях отсутствия контроля со стороны партийного центра (каким была рухнувшая Партия регионов) грозит серьезными сепаратистскими рисками – имея в распоряжении такой мощный инструмент влияния, местные элиты могут поддаться желанию создать собственные «удельные княжества».

Иными словами, настоящей повесткой дня предстоящих выборов становится не просто обновление местных советов, но разрушение симбиоза партийных структур и муниципальных учреждений. Домашним заданием, без выполнения которого достижение этой цели невозможно, являются изменение избирательного законодательства, перераспределение полномочий в рамках административно-территориальной реформы и децентрализации, а также расширение люстрации на местные органов власти.

Иначе героиня первого абзаца этого текста нынешней осенью вновь возьмется за кисточки и краску в пользу очередного претендента на теплое место в городском совете.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.