5 декабря 2016, понедельник

Задача: услышать Донбасс, понять и простить

комментировать
Нам не нужно бороться с этими людьми, унижать, обзывать их зомби. Нужно склонить их на свою сторону, стать друзьями и единомышленниками

Только что поговорил с одним из журналистов, вернувшихся из Мариуполя. Он разочарован и возмущен тем, что в столь важном прифронтовом городе не ведется никакой информационной работы с людьми, не оказывается поддержка даже волонтерам и проукраинским активистам, тогда как российская пропаганда лезет изо всех щелей. В результате на митинг памяти погибших от обстрела пришли лишь пара сотен человек.

Город находится в информационном вакууме, мариупольцы деморализованы.

Не уверен, что вовремя, но предлагаю наконец-то послушать Донбасс. 

Я много раз участвовал в различных избирательных кампаниях, имею опыт побед и поражений, и уверен, что общественное мнение можно развернуть, причем быстро. И для этого не обязательно им (общественным мнением) манипулировать.

Честно говоря, бывал в тех краях пару раз - или проездом, или по делу. Но я не заметил каких-то особых ментальных отличий местных и остальных украинцев. То, что мы называем влиянием пропаганды или зомбированием - это тоже недоработки украинской власти. Все, что я говорю - скучная рутина для политтехнологов, да и многих политиков тоже. То есть они все это знают и умеют, но используют только во время выборов, когда это нужно персонально им, а не стране. 

Украинские власти и спецслужбы бесконечно отстали от русских в технологиях работы с общественным мнением

Итак:

1. Задача: услышать Донбасс, понять и простить.

Существует масса приемов переубеждения. Но для начала надо понять аудиторию - выделить целевые группы, ключевые понятия и лексику, выяснить, что важно для каждой из этих групп, определить лидеров мнений. Для этого привлекаются социологи, которые проводят количественные и качественные исследования. 

1.1. Количественные - грубо говоря - измерение любых "за", "против" и - что очень важно - "не знаю". Из этого выводится общее понимание ситуации в населенном пункте или регионе. Например, люди от 40 до 60 лет с высшим образованием и доходом до 1500 чаще всего поддерживают позицию Х. А молодежь 18-25 без высшего и доходов - позицию Z. Из этих исследований можно получить очень важную информацию - целевые группы, с которыми стоит продолжать диалог. То есть вменяемые. Их всегда больше, чем невменяемых. 

1.2. Качественные исследования имеют не меньшее значение. Как правило, это интервью или фокус-группы по выборке, которую предоставят социологи по итогам количественного исследования. 

1.3. С их помощью определяются самые значимые проблемы для каждой из групп, плюс ключевые слова и понятия, даже интонации, которые иногда действуют на восприятие сильнее, чем смысл. Ведь бывают люди, которые понимают только тогда, когда с ними говоришь на повышенных тонах. 

1.4. Таким образом мы находим общий язык с разными людьми. Это нам понадобится для составления пропагандистских мессиджей, работы с возражениями, аргументов, которые будут услышаны и приняты. 

1.5. Качественные исследования позволяют определить так называемых лидеров мнений - людей, к мнению которых прислушиваются и сотрудничество с которыми может быть чрезвычайно полезно. 

1.6. Фокус-группы - это еще и возможность испытать, как на разных людей действуют разные аргументы. Если в исследовании принимает участие квалифицированный психолог, его выводы и рекомендации могут быть полезны для дальнейшей работы с возражениями.

2. Задача: склонить общественное мнение на сторону Украины.

Самый интересный и сложный этап, предполагающий использование доступных коммуникаций. Люди, занимающиеся маркетингом, часто по-разному понимают коммуникации. Одни считают, что это способ донесения информации вроде медиа или слухов. Другие - что это эмоция, на которой происходит принятие информации, например, давим на страхи (запугивание) или жадность (мы вам - это, вы нам - то). Так вот, в нашем случае важно и одно, и другое.

2.1. Исследования обязательно содержат данные о том, что смотрят, что читают и что слушают те или иные целевые группы. Чего они боятся, о чем мечтают. 

2.2. Политтехнологи разрабатывают стратегию кампании. Например, со студентами и молодежью говорим о светлом будущем, стариков - запугиваем, как ни цинично это звучит, раз они не понимают логических аргументов, а верят только в светлое прошлое. Составляются месседжи, ориентированные на целевые группы.

Там, где местное население не поддерживает оккупацию, оккупант долго не продержится


Женщинам обещаем горячую воду, мужчин пугаем чеченцами, пенсионерам рассказываем, что Путин - педофил, детям - что русские собирают все, что у них в личке во вконтактике. 

2.3. Чтобы склонить общественное мнение на свою сторону, используются все - начиная прямой или скрытой рекламой и заканчивая распространением слухов в транспорте и общественных местах - иногда в труднодоступных районах это действует лучше, чем наглядная агитация и телик. 

2.4. Политтехнологи и спецслужбы в курсе, что в Украине на протяжении многих лет работали российские агенты, задачей которых было определение и мотивация ЛОМов - лидеров общественного мнения. Самые красноречивые из них культивировались в контролируемых властью и пророссийских медиа. Другие - оказывали влияние на небольшие группы. Украинские власти и спецслужбы бесконечно отстали от русских в этом вопросе. В некоторых населенных пунктах слово главврача местной больницы, владельца сельхозпредприятия или автобазы может быть более весомо для людей, чем все ТВ и газеты - я не раз с этим сталкивался в предвыборных кампаниях. С этими лидерами нужно не просто дружить, но и открыть перед ними то, что сейчас называют по-модному "социальными лифтами".

2.5. Надо помнить, что украинцы даже на оккупированных территориях не настолько заражены российской пропагандой, у многих сохранилась способность мыслить критически, есть огромное количество сомневающихся. Поэтому важно не спорить и не обобщать, не "все они такие", не поддаваться эмоциям, а вовремя задать правильный вопрос, чтобы ваш оппонент задумался, пусть даже он свято верует в то, что Донбасс кормит всю Украину, а зарплату теперь ему будет платить Россия. Даже если вы его не переубедили сегодня, вопрос останется и будет подтачивать иллюзию, созданную пропагандистской машиной. 

Нам не нужно бороться с этими людьми, унижать, обзывать их зомби. Нам нужно склонить их на свою сторону, стать друзьями и единомышленниками. 

А там, где местное население не поддерживает оккупацию, там оккупант долго не продержится.

Для технологов - это банальность и общие места. Но государству Украина придется этим заняться, если оно хочет жить дальше. И почему этим до сих пор не занято Министерство информации?

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Игорь Тупикин   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.