1 июля 2016, пятница

Мы живем как бессмертные

комментировать
Почему мы стыдимся смерти и пытаемся сделать вид, что ее не существует

Со своими актерами я непременно обсуждаю, как мне кажется, очень важную тему. Дело в том, что мы в большинстве своем живем так, словно мы бессмертны. Мы боимся смерти, а потому делаем вид, что ее не существует. Мы живем так, словно впереди бесконечность – и потому теряем свою жизнь ежесекундную. Мол, жизнь – это еще долго, это еще когда-то. И, поскольку у нас есть бесконечность, можно, как страус, прятаться от реальности.

Я не хочу здесь воспевать смерть, но она - одна из самых важных составляющих жизни. Одна из проблем и европейского, и нашего культурного кризиса в том, что мы находимся в зоне вульгарного атеизма. Раньше религиозное сознание давало какую-то культуру взаимоотношений со смертью. Понятно было, кто ты и что ты, к чему ты готовишься. Да, это страшно и больно, но хотя бы обоснованно.

Если 50-60 лет назад человек умирал в кругу семьи, это была норма. Когда близкие окружали и провожали своих стариков, это было естественным течением жизни. Сегодня же мы стыдимся этого – настолько некомфортно, неприлично умирание. Поэтому мы пытаемся поскорее спрятать своих мертвецов – хосписы, госпитали... Лишь бы с глаз долой и из сердца вон.

У нас это ощущается ярче, чем в Европе. Звучит грубо, но у нас очень некомфортная процедура похорон, словно ты делаешь что-то неприличное и пытаешься побыстрее закончить. Нет ни трепета, ни торжественности.

Когда умер мой отец, я столкнулся со всей нелицеприятной процедурой. У тебя трагедия, у тебя серьезная внутренняя драма, но ты вынужден действовать в каком-то угаре. Ты должен срочно выбивать место на кладбище, вокруг тебя какие-то уроды, которые говорят абсолютно несвоевременные гадкие вещи и на каждом шагу требуют от тебя денег. Во всем этом присутствует какая-то глобальная ложь. И в этой лжи у тебя нет ни секунды, чтобы по-настоящему принять таинство смерти.

У нас очень некомфортная процедура похорон - словно ты делаешь что-то неприличное

Общество навязывает нам уродливое отношение к ней. Стоит только взглянуть на наши кладбища: от всех искусственных цветочков и ужасной пластмассовой бутафории до гранитных памятников. Причем они выглядят одинаково ужасно как на дешевых кладбищах, так и на дорогих. Но, если ты смотришь на старые кладбища где-то на Корсике, ты понимаешь: изначально кладбище - это храмовое, священное пространство.

Проблема такого отношения к смерти актуальна не только для нас, но и для Европы – и даже для всего западного мира. На эту тему мы когда-то общались с бывшим послом Германии Дитмаром Штудеманом. Он говорил, что из-за этой потери священности смерти, западное общество очень сильно потеряло понятие священности жизни.

Тот вульгарный атеизм, о котором я говорю, определяет контекст современной культуры. Церковь вроде функционирует, но не является ориентиром. Мы живем в безвременье, где стерты главные маркеры. Настоящее искусство всегда находится между Эросом и Танатосом – Любовью и Смертью. Сегодня и то, и другое максимально девальвировано. Танатос превращен в какой-то постыдный ритуал, а Эрос опошлен медиа. У тебя нет времени на передышку: разрываясь между двумя искаженными ключевыми полюсами, ты не можешь определить координаты своего сегодняшнего дня.  

Когда на Майдане произошли первые убийства, люди, участвовавшие в революции, осознали, что смерть рядом. Появилось какое-то колоссальное духовное напряжение. Человек понимал, пусть ему и страшно, но это уже стало частью его жизни. Появился определенный настрой.

Сегодня же нас приучают к обыденности и никчемности смерти. Мы слышим статистику: «За последний день проведения АТО погиб один человек». Намерения, казалось бы, благие - чтобы мы не забывали о тех, кто сражается и погибает за нас, но это настолько обезличено, что теряет всякий смысл. А если к этому добавить статистику детей, умерших от рака, и людей, погибших в ДТП, то в сознании отпечатывается безразличная бюрократическая картина, не имеющая ничего общего с реальной жизнью и смертью. 

Казалось бы, это какая-то философская абстрактная вещь, но именно из-за этого мы теряем вкус каждого своего дня.  И тут не о смерти речь, а о десакрализации жизни, которая рассеивается, как песок. Как пел Скрипка когда-то: «Летять, летять роки, біжать за днями дні, і ось уже сьогодні середа...»

Думаю, напомнить об этом сакральном значении жизни и смерти способно искусство. Само понятие «катарсис» (неважно, в театре, музыке или литературе) означает соприкосновение с чем-то настоящим. Означает, что высказывание художника попадает напрямую в твое сердце. Ты находишься в этом потоке смыслов, ты можешь быть сентиментальным, могут быть слезы – и этих переживаний не нужно стыдиться. Это то, что и делает нас людьми.

Я сам недавно столкнулся с таким явлением. Для будущей постановки в Таллине перечитывал «Три товарища» Ремарка и снова вспомнил свои юношеские ощущения от этой книги. Это гимн любви и гимн смерти, история, с одной стороны, о трагичности смерти, а с другой – о том достоинстве, с которым персонажи преодолевают трагедию. Это, кажется, одно из переживаний, которых нам не хватает.

В связи с этим хочется сказать: когда человек попадает в тяжелую ситуацию, связанную со смертью, относитесь к нему бережно. Попробуйте не потерять достоинство в уродливой суете, которая развернется вокруг вас. Не опошляйте таинство смерти формальными вещами. Сам знаю, как иногда в такие моменты не хватает трезвых слов или простой улыбки, взгляда. Берегите друг друга.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.