9 декабря 2016, пятница

Какой Антимонопольный комитет нужен Украине

комментировать
АМКУ может и должен быть эффективным в Украине, однако для этого необходимо пересмотреть некоторые подходы

Мировой опыт свидетельствует о том, что антимонопольный орган является действительно эффективным инструментом предотвращения монополизации рынков, картельных сговоров, злоупотреблений доминирующим положением. Такой орган может и должен быть эффективным в Украине, однако очевидно, что для этого некоторые подходы необходимо пересмотреть.

1. Специфика работы АМКУ заключается в том, что к его полномочиям отнесены как защита от недобросовестной конкуренции, так и защита экономической конкуренции. Таким образом, комитет должен работать как с рынками, где существует значительная конкуренция, защищая конкурентов друг от друга, так и рынками, где такой конкуренции практически нет.  

Последние годы в практике комитета прослеживается значительный крен в сторону рассмотрения дел по недобросовестной конкуренции, а именно распространении информации, которая вводит в заблуждение. АМКУ мониторит рекламу, вывески, этикетки, слоганы, штрафуя бизнес в режиме конвейера, но не всегда замечает процессы монополизации рынков, сговоры, злоупотребления со стороны монополистов.

На мой взгляд, необходимо провести черту между частными интересами, которые сегодня зачастую защищает комитет, и публичными. Иными словами, потребители, недовольные неправдивой этикеткой, и предприниматели, страдающие от того, что конкуренты нечестной рекламой переманивают покупателей, могут защищать свои частные интересы самостоятельно, используя инструменты органов защиты прав потребителей, суды и т.д. Это позволит АМКУ сконцентрироваться на крупных игроках и серьезных расследованиях, результаты которых будут ощутимы для экономики страны и всех граждан.

Представьте себе ситуацию, при которой за нарушение правил дорожного движения вас могли бы как устно предупредить, так и отобрать квартиру

2. Деятельность и подходы комитета должны стать прозрачными. Представьте себе ситуацию, при которой за нарушение правил дорожного движения вас могли бы как устно предупредить, так и, к примеру, отобрать квартиру. Насколько важным для вас было бы понимание факторов, влияющих на выбор санкции? В похожей ситуации много лет находится весь украинский бизнес: АМКУ имеет огромные полномочияв выборе санкции за нарушение конкурентного законодательства, при этом какие-либо прозрачные подходы в этом вопросе отсутствуют.

Представители рынков и эксперты в сфере антимонопольного права давно говорят о необходимости разработки методики определения размеров штрафа, которая была бы известна всем и давала бы возможность спрогнозировать приблизительный размер санкции в случае совершения нарушения. Это поставило бы всех игроков рынка в равные условия.

Но ещё более важным шагом на пути повышения прозрачности АМКУ является открытая публикация его решений. Это дало бы возможность изучать подходы комитета, анализировать логику в различных категориях дел и, соответственно, использовать его практику при планировании сделок. Кроме того, доступ к решениям комитета снижает коррупционные риски.

3. Ещё одно важное направление реформирования АМКУ – упрощение разрешительных процедур. Сегодня комитет дает предварительные разрешения на концентрации и согласованные действия. При этом до получения разрешения сделку совершать нельзя, для получения разрешения необходимо подать бесконечно огромный пакет документов, а срок получения разрешения тянется месяцами. Такая бюрократия абсолютно не адекватна целям построения конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики.

Рецептов модернизации процедур наработано достаточно: от введения упрощенных форм получения разрешения для сделок с определёнными финансовыми показателями участников до полного внедрения заявительного принципа.

Кроме названых выше, в антимонопольном законодательстве необходимо поправить ещё целый ряд вопросов. Многое из того, что следует сделать, прописано в коалиционном соглашении, поэтому есть сдержанный оптимизм в отношении того, что реформы всё-таки начнутся.   

С другой стороны, весьма сомнительно, что «безголовый Комитет» способен начать «жити по-новому». Поэтому вопрос назначения председателя видится наиболее актуальным. Очень бы хотелось, чтобы будущий руководитель АМКУ был, во-первых, компетентным и профессиональным, во-вторых, равноудалённым как от политических элит, так и бизнес-групп, а в-третьих - мотивирован на осуществление «капитального ремонта» в комитете и имел достаточно самостоятельности в принятии решений. 

 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Эдуард Трегубов   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Эдуард Трегубов
Эдуард Трегубов

Кандидат юридических наук, общественный деятель

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.