26 апреля 2017, среда

Пройдет ли в Украине люстрация

комментировать
Новый принцип реформирования Высшего совета юстиции вполне может что-то изменить в системе. По крайней мере, дает такой шанс судьям

Новый принцип реформирования Высшего совета юстиции вполне может что-то изменить в системе. По крайней мере, дает такой шанс судьям

Президент предлагает мягкий план изменения Конституции — без люстрации и смены формы правления. Но чтобы сломать систему, этого недостаточно

Глава государства представил парламенту два законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Один документ касается судебной системы, второй — децентрализации власти. Среди предложений было и введение формальной независимости парламентариев от партии или фракции, но, думаю, для страны наиболее значимы именно первые два пункта.

Что конкретно предлагает Порошенко? Для начала отменить первый пятилетний срок судей, назначая их пожизненно, увеличив при этом минимальный возраст претендентов на судейскую мантию с 25 до 30 лет. Кроме того — лишить парламент права определять судей и передать эту функцию главе государства. Фактически сделать ее церемониальной, поскольку лично проводить набор судей президент не сможет. Рекомендовать кандидатов будут Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет юстиции (ВСЮ).

Вдобавок предлагается переформатировать состав ВСЮ — вместо традиционного представительства “по три члена” от народных депутатов, президента, судей, адвокатов, ученых и прокуратуры формировать большинство совета съездом судей. Это 12 из 20 членов, еще по два человека от адвокатов и ученых, а также четыре человека “по должности” — председатели ВСЮ, Конституционного суда, Верховного суда и генеральный прокурор.

Так или иначе, отказ от предложений Порошенко приведет лишь к дальнейшему консервированию проблем

Отмена так называемого испытательного срока для судей вряд ли как‑то повлияет на ситуацию в целом. А увеличение минимального возраста решит лишь проблему с золотой молодежью, сделав невозможным назначение на эту должность зеленых выпускников вузов, у которых нет соответствующего жизненного опыта, необходимого судье в профессиональной деятельности. Как и досконального знания законов. Чаще всего такими 25‑летними судьями становились отпрыски влиятельных родителей. Минуя должности помощников судей или секретарей судебных заседаний, они быстро надевали мантию.

А вот новый принцип реформирования Высшего совета юстиции вполне может что‑то изменить в системе. По крайней мере, дает такой шанс судьям. Они получают отличный инструмент для самоочищения, самостоятельно формируя и Высшую квалификационную комиссию, и Высший совет юстиции. Эти органы, в свою очередь, уполномочены назначать новых судей и лишать должностей тех, кто срамит профессию. Вполне реалистичный способ исправления ситуации в судах, учитывая, что люстрация, которую требовал украинский народ, до сих пор не проведена. И не планируется — судя по расширенному перечню оснований для отставки судей, где нет ничего, связанного с потерей доверия у общества.

Впрочем, у меня немало оснований полагать, что судейский корпус предоставленным шансом не воспользуется. Недавно судьи собирались на внеочередной съезд. В одном зале сидели 400 делегатов. Мало кто из них готов работать честно, живя на одну зарплату. Хотя и безнадежных манипуляторов в их рядах тоже немного. Основная масса — люди, которые боятся. Боятся кого‑то сверху, боятся Правого сектора, недовольства власти. Именно эти напуганные судьи и должны понять, какой они получают шанс, если Конституцию все же изменят.

Второй блок предложений Порошенко касается децентрализации. В частности, речь идет о том, чтобы расширить возможности органов местного самоуправления, увеличив объем их полномочий и в корне изменив принцип планирования бюджетных средств. Центральная власть будет представлена на местах посредством института представителей главы государства. Они смогут следить за работой органов местного самоуправления, но не отменять их решения. Разве что через суд. Подобный формат сделает более ощутимым присутствие президента в жизни регионов, увеличив его влияние на ситуацию, но не допустит узурпации власти.

В целом реальная децентрализация означает изменения не только в Конституции, но и в остальном законодательстве. А понять, работают ли эти изменения, можно будет лишь через год, когда по новым принципам сформируют первый бюджет.

Но чтобы сломать систему, мало переписать пару пунктов в основном законе. Это только первый шаг довольно мягкого плана изменений. Без жесткой люстрации, без внедрения президентско-парламентской формы правления. Хотя и такой план может сработать. А "сырые" поправки еще есть время обсудить и доработать после первого чтения. Так или иначе, отказ от предложений президента приведет лишь к дальнейшему консервированию проблем — централизованной коррупции и манипулятивного правосудия. А поддержка с самого начала возложит на главу государства ответственность за все, что будет сделано в ближайшие пять лет.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Валентина Теличенко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.