3 декабря 2016, суббота

Чему нужно учить детей, чтобы они стали успешными

комментировать
Традиционная модель образования уходит в прошлое

За последние двести лет мы были свидетелями двух системных сдвигов на рынке труда: сначала научно-технический прогресс сократил рабочую силу в сельском хозяйстве, затем — в промышленности. В ближайшее десятилетие машины проделают то же самое с офисными работниками — такой прогноз делает известный футурист Грэм Кодрингтон, специализирующийся на изучении рынка труда.

Действительно, мир меняется прямо на глазах, и, соответственно, меняется рынок труда. Целый ряд навыков, а также профессии, востребованные еще вчера, сегодня уже теряют актуальность, и этот процесс, похоже, только ускоряется. Вспомните, какие специальности были самыми популярными среди украинских абитуриентов 10–15 лет назад? Юристы, финансисты, бухгалтеры. В результате сегодня по этим профессиям в Украине предложение значительно превышает спрос. Первый заместитель нашего министра образования и науки недавно заметила, что безработных юристов и экономистов у нас сейчас больше, чем безработных строителей.

Чему же нужно учить наших детей сегодня, чтобы через десять лет они не очутились в подобной ситуации? Американский Институт будущего проанализировал факторы, которые в следующее десятилетие будут все больше влиять на востребованность профессий и структуру рынка труда. Один из ключевых факторов — распространение интеллектуальных машин и систем, которые берут на себя рутинную работу. Эта тенденция угрожает таким специальностям, как бухгалтеры, юристы, работники банковского и страхового бизнеса. В целом, мир переходит на цифровые рельсы и превращается в программируемую систему (нас ждет «всеобщий интернет») — следовательно, необходимы люди, которые будут эту систему программировать.  

Еще один важный тренд - мир становится все более глобально связанным. Границы между рынками разных стран стираются, а новые средства общения требуют новых коммуникационных навыков. Все больше профессий будет переходить на удаленный режим работы. Например, медики будут удаленно обслуживать пациентов из любой точки мира, а независимые преподаватели — удовлетворять растущий спрос на онлайн-обучение. Поэтому для будущих выпускников очень важным станет навык продуктивной работы и активной вовлеченности в процесс в составе виртуальной команды. Также можно ожидать появления такой новой профессии, как менеджеры удаленных команд, которые будут собирать группы фрилансеров под узкоспециализированные проекты. 

Мало быть отличником — нужно уметь находить общий язык с людьми, продвигать свои идеи

Также важна так называемая кросс-культурная компетентность — умение работать в любом культурном и национальном окружении. И дело здесь отнюдь не ограничивается изучением английского языка. Чтобы быть успешным уже в среднесрочной перспективе, необходимо уважать чужие точки зрения, традиции и культуры, быть готовым к компромиссам, уметь увидеть себя на месте другого человека.

Учат ли всему этому в школе? Готовит ли наша система образования детей к такому будущему? По-моему, это риторические вопросы.

Традиционная модель, когда учитель приходит в класс и передает ученикам какой-то набор знаний, уходит в прошлое. Как и привычный для наших школ принцип: «Грызи гранит науки, и ты будешь успешен во взрослой жизни», — практика показывает, что это далеко не всегда так.

Информация стала доступной, нужно лишь научить детей находить и использовать ее. При этом мало быть отличником — нужно уметь находить общий язык с людьми, продвигать свои идеи, кооперироваться ради общей цели и т. п. Поэтому фокус в среднем образовании должен быть не на знаниях, а на навыках: критическом мышлении, креативности, коммуникабельности, принятии решений. Школы должны культивировать не конкуренцию в знаниях между учениками, не борьбу за лидерство, а сотрудничество и командную работу.

Возможно, ситуацию исправляют наши вузы? Однако система высшего образования в Украине не вполне отвечает требованиям не только будущего, но и настоящего. К примеру, опрос украинских работодателей в рамках исследования STEP-2014 показал, что более 60% компаний-респондентов не удовлетворены уровнем навыков выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. При этом программ подготовки кадров вне формального образования у нас крайне мало.

Как же изменить сложившуюся ситуацию? К счастью, государственная система образования меняет свои подходы, хотя и медленно. Так, вузы все чаще приглашают преподавать практиков, смещают акценты от теоретически-академического образования к более прикладному.

Но государственная система образования консервативна и неповоротлива. К тому же для нее очень чувствителен вопрос переобучения кадров, есть определенные обязательства по трудоустройству учителей и т. п. Таких проблем нет у частного образования, поэтому оно быстрее адаптируется к изменениям.

Нужно больше привлекать к образованию бизнес. Работодатели, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы не тратить время на переобучение выпускников вузов.

Но главная роль, на мой взгляд, все же принадлежит родителям. Интересуйтесь тенденциями на рынке труда, помогайте детям получать актуальные навыки, постоянно направляйте их в нужное русло — и они станут востребованными специалистами международного уровня.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Александр Тарченко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.