29 июня 2017, четверг

О трагедиях маленьких людей

комментировать
В драме "Два дня, одна ночь" братья Дарденн создают чудеса из пустоты и заставляют зрителя сомневаться, хороший ли он человек

В пятницу сотрудникам небольшой фабрики по производству солнечных батарей предлагают выбрать: либо они получают честно заработанную тысячу евро за внеурочные часы, либо оставляют в штате Сандру, которая уже полгода лечится от депрессии на дому. Люди почти единогласно выбирают деньги.

От этих новостей у Сандры перехватывает дыхание, ей хочется накрыться одеялом с головой и больше не вставать, но муж говорит, что нужно бороться. Она выпишет контакты своих коллег в блокнот и поедет по их адресам, чтобы лично попросить каждого о невозможном — на повторном голосовании в понедельник отказаться от денежного бонуса и дать ей еще один шанс.

Жан-Пьер и Люк Дарденны пришли в художественное кино из документального и больше всего ценят достоверность. Братья-режиссеры смотрят на мир из родной Бельгии, где три официальных языка, влиятельная партия сепаратистов и постоянные перепалки между голландской Фландрией и французской Валлонией. У них нет иллюзий по поводу Европы — в своих фильмах они показывают безработицу и нелегальных мигрантов, бюрократию и коррумпированных полицейских.

Главных злодеев "Двух дней, одной ночи" — управляющих фабрики — можно будет мельком увидеть только в финале, да и их, в общем, тоже не в чем винить. У них конкуренция с азиатскими производителями и минимизация потерь. Каждый, кто присутствовал при том, как сокращают, точнее оптимизируют штат, или когда‑нибудь делал это сам, знает, что люди не имеют никакого значения. Самое важное — чтобы сошлись все цифры в финальном финансовом отчете.

После сеанса "Двух дней" выходишь немного другим

Впрочем, бельгийские режиссеры не собираются клеймить безжалостные корпорации. Их фильм рассказывает о лучших и худших сторонах человеческой природы.

Как и предыдущая картина братьев Мальчик на велосипеде, "Два дня" — это концентрированная кинетическая энергия, постоянное движение вперед. Главная героиня переезжает из одного района в другой, и обстоятельства, в которых живут ее коллеги, говорят о них лучше их самих: маленькие дети, плохо освещенные улицы, квартира на последнем этаже в доме без лифта. Первая же семейная пара лишает Сандру надежды: у них дочь в университете, нужно платить за общежитие, а еще дома поменять паркет. Сандра понимающе кивает, беспомощно сутулится и отправляется дальше.

Уже 20 лет братья Дарденн переносят на большой экран трагедии маленьких людей при поддержке своих постоянных актеров-талисманов (в "Двух днях" это Фабрицио Ронджоне в образе встревоженного мужа) — и впервые к ним присоединяется французская звезда первого эшелона. По ту сторону океана Марион Котийяр заметили после роли Эдит Пиаф, которая принесла ей Оскар, но в Голливуде актрису используют в основном как украшение в фильмах про Бэтмена. Съемки у братьев Дарденн — возможность для Котийяр вернуться к своим корням, негромким камерным картинам, и она использует ее на все сто.

Розовая майка, волосы, собранные в хвостик,— братья Дарденн создают чудеса из воздуха, из пустоты, из святой простоты. Большая часть действий в фильме разворачивается на порогах и тротуарах, в одной из самых эффектных сцен герои подпевают песне группы Them в машине, едущей по вечернему шоссе. При этом по жанру "Два дня" — психологический триллер с непредсказуемым финалом.

Каждый новый фильм Дарденн — это прямой массаж сердца. Нищий студент решает продать новорожденного ребенка ("Дитя"). Подросток из приюта пытается помочь отцу, который его бросил ("Мальчик с велосипедом"). Женщина без средств взывает к человечности фабричных рабочих, но у них вагон своих проблем.

У режиссеров нет ответа, что лучше выбрать — круглую сумму или благополучие постороннего человека. В своем новом (чего уж там — очередном) шедевре они провоцируют зрителя задать себе этот вопрос и оставляют его наедине с мучительными размышлениями. После сеанса "Двух дней" выходишь немного другим. Вот почему братья Дарденн — самые важные европейские режиссеры последних двух десятилетий.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.