30 мая 2017, вторник

Когда Верховная Рада изменится

комментировать
Пять пунктов, без которых в Украине не будет настоящего парламентаризма

На следующей неделе в Брюсселе представят Отчет Миссии Европарламента по оценке потребностей Верховной Рады и План действий по ее реформированию. Много усилий Пэт Кокс и его коллеги приложили для того, чтобы понять особенности украинского "парламентаризма".

Будет много интересных предложений и идей с их стороны. Будет много лозунгов о реформах парламента с нашей: как мы поменяем регламент, и будет все "по-новому".

Но от перестановки статей в регламенте сумма парламентаризма не меняется.

1. Парламент - не для того, чтобы давить на кнопки. Люди выбирают парламент для того, чтобы он от имени людей сформировал правительство, которое будет собирать и тратить деньги. А парламент должен контролировать, как правительство собирает и расходует эти деньги. Это есть первичная миссия парламента. Все остальное, что делает парламент – принимает законы, заслушивает отчеты – все это он делает ради контроля над теми деньгами, которыми распоряжается правительство.

И именно поэтому важным является прозрачный бюджетный процесс. Не потому что депутаты не могут бюджет прочесть – люди должны понимать, как расходуются их деньги: сколько у них заберут и куда это все пойдет. А понять это люди могут лишь тогда, когда депутаты публично и постатейно обсуждают бюджет. И это все есть и в Конституции и в регламенте. Поэтому, когда правительство проталкивает бюджет без обсуждения, значит правительство хочет и будет воровать. А депутаты, которые за это голосуют есть в сговоре с правительством и не хотят его контролировать.

Парламент - не для того, чтобы давить на кнопки

2. Этот парламент показал, что он не хочет контролировать правительство тогда, когда две крупнейшие фракции отказались поддерживать законопроект о временных специальных и временных следственных комиссиях парламента. А временные следственные комиссии парламента сегодня - это "наше все". Это – причины аннексии Крыма и оккупации части Донбасса, Иловайск и Дебальцево, причины минских договоренностей, отсутствие расследования преступлений на Майдане и коррупционных скандалов в правительстве. Но парламент несмотря на конституционные полномочия избегает своей главной функции – контролировать. Неинтересно этому парламенту, куда идут 100 миллиардов гривен, выделенных на оборону и безопасность и кто виноват в Иловайской бойне. Лучше показать людям кино, чем сказать правду.

4. Если решения принимаются не депутатами, фракциями парламента, а в любом другом месте, и "по сокращенной процедуре" без обсуждения "протискиваются" через парламент, – то все остальное не имеет значения.

Люди часто жалуются, что депутаты не ходят "на работу" голосовать. А чего большинству из них туда ходить, если решения по ним приняты в кабинетах Банковой и уже есть голоса? Или решение принято там же и голосов не будет, потому что дана команда рвануть из зала? С таким же успехом, можно собачек посадить, чтобы на кнопки давили или бежали по команде.

Но большая часть депутатов с этим соглашается, потому что они избирались не для того, чтобы представлять интересы людей, но свои или чьи-то бизнес интересы. И так будет, пока не будет изменен избирательный закон.

5. Этот единый парламент, который обещал людям быть прозрачным. Но он пока что единственный, в котором нет распределения полномочий между председателем и заместителями ВР. Единственный, который не обнародовал смету ВР, а это почти миллиард гривен. Единственный, который не имеет руководителя аппарата, а в. и. о. которого назначен неконституционным способом распоряжением председателя ВР. Единственный, расписание заседаний которого формируется без участия парламентских фракций и предоставляется людям для ознакомления не за две недели, как того требует регламент, а за два дня.

Поэтому, реформа парламента начнется:

1. Когда председатель Верховной Рады осознает высокую миссию спикера и модератора, и откажется от советской традиции быть начальником парламента.

2. Когда парламентские фракции и депутаты начнут обсуждать и принимать решения в стенах парламента, вместо выполнения приказов. Когда люди начнут понимать, что происходит в Верховной Раде.

3. Когда парламент начнет контролировать правительство. Когда глава Генштаба наперегонки с министром обороны прибегут давать показания парламентской комиссии по расследованию причин Иловайского котла и военной трагедии под Дебальцево.

4. Когда состоится первый прозрачный бюджетный процесс. Проект бюджета подан невовремя? Правительство - "с вещами на выход".

5. И только тогда, когда наконец будет принят закон о выборах в парламент на пропорциональной основе с открытыми списками, на верность которому все присягали ровно два года назад.

Такой должна быть истинная реформа парламента. Все остальное – это будет попыткой поклеить гобеленовые обои на поцвевшие стены.

Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.