6 декабря 2016, вторник

В чем главная причина отсутствия реформ

комментировать
Кого нужно поставить во главе государства и общества, чтобы разочарований народа от их деятельности было как можно меньше, а сбывшихся надежд и планов – как можно больше?

Народ жаждет реформ. Власть реформы обещает …

В этих надеждах и обещаниях мы продолжаем жить на протяжении почти четверти века. За эти годы выросло новое поколение граждан Украины. Но надежды – остаются надеждами, а обещания – обещаниями.  После Майдана-2014 появились и усилились новые надежды и провозглашены новые-старые обещания, а «воз и ныне там». Почему?

Потому что мы  - народ и власть - никак до конца не осознаем, что любые реформы могут состояться не только и не столько при наличии желания их осуществлять, сколько и только тогда, когда, помимо плана-графика реформ будут существовать и неукоснительно соблюдаться правила их реализации. Такие правила, по сути, являются правовыми нормами, которые в народе чаще всего именуют «законы». Хотя, на самом деле, законы – это еще не всегда нужные правила и далеко не все правила для всех, а лишь – для избранных.

Слово «правила» происходит от слова «правильно» или наоборот. Правильно – это значит честно и справедливо по отношению ко всем вместе и к каждому в отдельности. С этой точки зрения, к сожалению, не все законы правильны, а значит не все – честны и справедливы.

Человечество придумало правила общежития для того, чтобы каждому из нас было  удобно и приятно жить в гармонии с самим собой и со своим окружением.

Умом мы это понимаем. Но всегда ли следуем в своей повседневной жизни такому пониманию? Смею утверждать – далеко не всегда.

Любые реформы могут состояться при наличии не столько плана-графика реформ, сколько правил их реализации

Почему? Так устроен человек. Не все, что нравится кому-то, нравится мне (в одежде, в еде, в книгах, в кино, в театре, в работе и отдыхе). То же касается и правил нашего общежития – начиная от внутрисемейных и заканчивая общесоциальными.

Мы с легкостью отстаиваем существование правил в письменной речи, в различных соревнованиях и конкурсах, в движении на дорогах, даже возмущаемся и негодуем, когда кто-то (чаще - не мы!) нарушает эти правила. Но это  - правила повседневной, так называемо «бытовой» жизни.

А как быть с соблюдением правил в жизни всего общества: экономических, политических, трудовых – то есть юридических, - которые как раз и представлены в форме законов и других нормативных актов и без которых нормальная жизнь сообщества людей просто не возможна? Здесь все гораздо сложнее и запутаннее.

Принято утверждать, что законы жизни общества создает государство в лице его правителей – президентов, парламентариев и прочей государственно-чиновничьей братии.

А откуда берутся эти «управители»? Из нас, народа. Это мы их избираем и назначаем – прямо или косвенно, они не инопланетяне и, как правило, не граждане других государств и других, непонятных для нас национально-культурных сообществ.

Тогда почему же они – наши соотечественники, становясь по собственной воле и воле избирателей «управителями государства и общества», не отвечают нашим чаяниям и надеждам? Чаще – наоборот: становятся разрушителями наших надежд и чаяний.

В чем причины таких метаморфоз?

Кого надо ставить во главе государства и общества, чтобы разочарований народа от их деятельности было как можно меньше, а сбывшихся надежд и планов – как можно больше?

Думаю, что большинство из нас постоянно задают себе эти вопросы и пытаются найти на них приемлемые ответы. Одного и однозначного ответа на них, наверное, нет. Один из вариантов ответов хочу предложить читателю.

Мне представляется, что весомой причиной медленного продвижения реформ, а порой – не желания их проводить и даже бойкота - как со стороны правителей, так и значительной части общества является низкий уровень  нашей правовой культуры, отсутствие правовых традиций и развитого правового сознания.

Причин такого состояния нашего общества и каждого его члена в отдельности не мало:

а) история становления и развития государственности Украины. В частности: многие столетия наши земли и люди находились под протекторатом и управлением других более сильных в экономическом и военном отношениях государств, относящихся к различным социальным культурам Европы, Азии и Ближнего Востока;

б) культурно-психологическая ментальность народа Украины, доминантой которой  всегда было стремление к независимой казацкой вольнице в границах общинно-хуторского ведения домашнего хозяйства в  сочетании с трудолюбием, толерантностью, а также высокой планкой терпимости ко всякого рода бытовой неустроенности;

в) равнодушно-презрительное отношение к любой власти при одном непременном условии – «не мешайте мне жить по своим правилам (законам), а те которые существуют, я буду, по возможности, нарушать (игнорировать) так, чтобы умышленно не навредить соседу, другу, брату, свату.

И еще – вечная мечта  украинцев об умном, мудром, честном, справедливом управителе-гетьмане, который: защитит, рассудит, разделит, накажет и наградит – одновременно.

Человеческая психология традиционно такой собирательный портрет  гетьмана (президента, премьера, главы парламента, руководителя предприятия) связывает с высоким уровнем образованности и культуры личности претендента на этот пост. В этом контексте, последнее время, исходя из мировой практики, чаще всего предпочтение отдается юристам (правоведам), которые  якобы априори должны отвечать всем этим требованиям.

И Украине  наконец-то повезло: во главе государства стали два юриста (президент и премьер-министр), один из руководителей парламента тоже юрист. Все они имеют прекрасное образование, свободно владеют иностранными языками, им не чужды частная собственность и европейские цивилизационные ценности, они были активными участниками современных отечественных революционных процессов. Они задекларировали реформаторский путь страны, чтобы народ стал жить лучше и гармоничнее и вошел полноправным членом в единую семью европейских народов.

Но… вновь тормозятся реформы, не получается организовать эффективное противодействие политической и финансовой коррупции, не удается отладить механизм государственного управления, не функционирует на принципе верховенства права  правовая система страны…

В чем дело, почему?

В стране идет непредвиденная и непредсказуемая война с многолетним соседом и совсем недавним «братским» государством и значительной частью его народа, выступающих в связке с нашими (местными) недовольными властью сепаратистами и террористами.  И это – правда, но только часть большой правды нашей современной жизни.

Другая честь этой правды заключается в том, что правовая культура и  ее составляющая - правовое сознание - общества и наших руководителей не соответствуют вызовам и духу времени.

Усвоенные нами правовые доктрины, постулаты и принципы не совпадают с  интересами личной власти, личного благосостояния и личной выгоды, которые продолжают доминировать в личном сознании, вступая в противоречие и несовместимость с интересами общества.

Поэтому больше года не работают такие правовые государственные институты как Высший совет юстиции, не реформируются органы обеспечения правопорядка, не начато эффективное противодействие коррупции, хаотически-спорадически вносятся изменения в действующие и принимаются новые законодательные акты, отсутствует эффективная кадровая политика в сфере государственного управления, испытывает вулканические потрясения банковско-финансовая и хозяйственная системы страны.

Что делать?

Написать и срочно принять новую Конституцию – говорят политики и эксперты, децентрализовать управление государством, продолжить приватизацию и демонополизацию  экономики, получить значительную  иностранную финансовую и военную помощь.  Все эти планы и намерения – правильны, но – недостаточны.

Представляется, что безотлагательным условием реализации таких планов должно стать повышение правовой культуры и укрепление правового сознания политического руководства страны и общества в целом.

Это «повышение и укрепление» состоит в том, что действующие правовые нормы должны,  безусловно, исполняться каждым и во всех, без исключения, сферах жизни государства и общества - от президента страны до школьника, то есть:

  • не правовые (антиконституционные) законы или отдельные их предписания должны быть немедленно отменены;
  • должностные лица, нарушающие правовые нормы, должны освобождаться от занимаемых должностей без права когда-либо исполнять функции государственного управления;
  • объявлен общественный призыв молодых специалистов на государственную службу, создав для этого прозрачные критерии и процедуры и социальные пакеты их защиты от проявлений коррупции и политических интриг.

Особого внимания в повышении правовой культуры каждого гражданина страны требуют СМИ, журналистский корпус и вся информационно-воспитательная политика государства и гражданского общества.

Ждать быстрых и сиюминутных результатов от предлагаемых методов повышения правовой культуры не стоит.

Но не осуществлять их сейчас – это значить способствовать реализации реваншистских планов тех, кто исповедует принцип, что «право любой силы всегда побеждает силу любого права» и тогда появляются выводы главы конституционного суда (кстати юриста-ученого?!) соседнего государства, обосновывающие решения его власть предержащих о том, что нормы международного права никчемны, их можно нарушать, аннексируя территории иных государств, убивая при этом своих и чужих граждан, не желая попадать под юрисдикцию Международного уголовного трибунала и суда собственной чести и совести.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.