25 августа 2016, четверг

Что мешает Украине стать экономически успешной

комментировать
В европейских вузах, в отличие от Украины, студентов учат, как повысить благосостояние своей страны, а не заработать на хлеб

Недавно мой одногруппник из голландского Wageningen University поделился интересным наблюдением. Он рассказал, что его дядя, управляющий селекционной станцией международной компании в Испании, уверен, что Украина имеет огромный потенциал в селекции и производстве семян сельхозкультур. В частности, за счет климатических факторов, а также территориальной и ментальной близости к среднеазиатским странам, которые используют эти семена. Но развитию перспективного направления мешает слабая инфраструктура. В итоге на покупку качественных семян украинские фермеры тратят около €1 млрд в год. Хотя можно не только сохранить эти деньги в стране, но и неплохо заработать.

Это была иллюстрация того, как важно даже для отдельных фермеров мыслить в масштабах страны. Чтобы изменить мышление и бизнес-процессы в Украине, следует полностью перезагрузить систему образования. Я хочу рассказать о том, как выглядит современное европейское образование изнутри и чем оно отличается от украинского.

Мне 25 лет. Я выпускник двух украинских вузов (Запорожского института экономики и информационных технологий и Днепропетровского государственного аграрного университета). Сейчас пишу магистерскую работу по специализации Селекция растений и генетические ресурсы в Wageningen University — университете № 1 в Европе в сфере сельского хозяйства и лесничества.

Чтобы изменить мышление и бизнес-процессы в Украине, следует полностью перезагрузить систему образования

Все магистерские программы здесь ведутся исключительно на английском языке, даже для местных. В университете обучаются 11 тыс. студентов, 40 % из которых приехали из 125 стран. Все преподаватели — практикующие ученые. Выпускники проходят практику в международной селекционной компании. Понятия учебная группа не существует. Студент — часть исследовательской команды ученых университета и работает совместно с ними над решением научной задачи. Учащихся объединяют в рабочие группы по пять–шесть человек в зависимости от их специализации и дают практическое задание от заказчика — сторонней компании, желающей получить определенный вид исследований.

Университет, кстати, предоставляет большое количество исследовательских услуг коммерческим компаниям, зарабатывая на этом. Студенты, в свою очередь, иногда занимаются такими экспериментами, которые украинским ученым и не снились.

Каждый обеспечен всем необходимым для лабораторных исследований — от спирта для стерилизации рабочего пространства до сверхсовременных микроскопов со стократным увеличением для анализа хромосом. Все в электронной форме. Преподаватель не читает лекцию, как это принято у нас, а студенты не пользуются конспектами. Все сделано так, чтобы студент общался, вел диалог с преподавателем, а не тратил время на конспектирование.

В голландских вузах образование ориентируется исключительно на коммерческий результат. Никто не занимается наукой ради науки. Главное правило — все инвестиции должны окупаться. Голландцы знают, что образование и здравоохранение — фундаментальные отрасли для долгосрочного развития любого государства. И студентов в Голландии учат тому, что поможет им поднять благосостояние своей страны и обеспечить развитие ее экономики в будущем. В отличие от украинцев, которых учат как заработать на хлеб.

Возьмем украинское образование в любой отрасли. Нередко говорят, мол, на практике придется переучиваться. Возникает вопрос: а зачем тогда учиться? Пять лет, проведенных в украинском университете, сводятся к получению диплома. Все.

По моим наблюдениям, в украинские аграрные вузы поступили те, кто не прошел конкурс в других университетах. Сюда идут в основном за "корочкой", а не за знаниями. Стереотип о том, что сельское хозяйство — это куры, свиньи и грязь, четко закрепился в головах молодежи. Все хотят быть менеджерами и работать в банке. Мало кто в Украине задумывается, что в сельском хозяйстве можно зарабатывать гораздо больше, нежели в банковской сфере.

Я же хочу вернуться в Украину в качестве селекционера международной компании, имеющей свою научно-исследовательскую базу на территории нашей страны. Начать обмен между этой селекционной компанией, нашими институтами и частными селекционерами, тем самым интегрируя постсоветскую науку в мировое научное поле.

Я предлагаю уйти от импорта семян гибридов. Не тратить на них сотни миллионов евро, а зарабатывать на отечественных ноу-хау. Все условия для этого у нас есть. Заработают фермеры, агрономы, вся научная база, гниющая после развала Союза. Потенциал Украины признает весь мир. Нужно просто начать структурную перестройку образования сейчас, чтобы в ближайшие пять-десять лет получить достойный научный и коммерческий результат.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Кирилл Сченстный   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.