10 декабря 2016, суббота

Почему в мире цены на нефтепродукты падают, а в Украине - нет

комментировать
С помощью импорта нефтепродуктов Россия может влиять почти на все население Украины вплоть до провоцирования социальных бунтов. Как этому помешать?

Прежде чем писать о нефтепереработке на базе немалого опыта, хотел бы подчеркнуть, что легко давать оценки чужим действиям, но очень сложно принимать решения. Поэтому материал следует воспринимать исключительно в качестве личного оценочного мнения

В Украине нефтепродукты могут производить шесть больших приватизированных НПЗ, которые в основном простаивают из-за технологической отсталости. Например, в прошлом году из этих шести примерно на 20% был загружен только Кременчугский НПЗ. Есть еще государственное предприятие - газоперерабатывающий завод (ГПЗ) в г. Шостка, который тоже вырабатывает немного светлых нефтепродуктов. Следует подчеркнуть, что все предприятия - технологически устаревшие.

Два НПЗ («Галичина» и «Нафтохімік Прикарпаття») общим объемом свыше 6 млн тонн нефти в год построены в позапрошлом веке. Остальные – в советский период. Общая установленная мощность – свыше 51 млн тонн нефти за год. Нефть, как правило, была в основном российская, украинская и казахская. Почему была? Потому, что сейчас есть немного (примерно 2 млн тонн) лишь украинской нефти и примерно 0,5 млн газового конденсата.

Нужно признаться, что все эти заводы настолько технологически устарели, что могут выпускать нефтепродукты только низкого качества: по европейской шкале – Евро 2 (хотя некоторые обладатели НПЗ через коррупционные схемы отчитываются в выпуске Евро 3, но это неправда). В Европе используют топливо Евро 4, Евро 5 и даже Евро 6. У нас потребляется в основном Евро 4 и Евро 5. Но до конца десятилетия, скорее всего, прекратится потребление низкокачественных нефтепродуктов - ниже Евро 4, ибо не будет больше устаревшей техники, которая, как правило, сейчас сохранилась еще со времен СССР. Таким образом, все украинские НПЗ, которые уже сейчас являются фактически металлоломом, до конца текущего десятилетия превратятся в сильно ржавый металлолом.

Выпуск или импорт нефтепродуктов непосредственно связан у нас с национальной безопасностью Украины

Именно поэтому (в основном из-за низкого качества производимых в Украине) большинство нефтепродуктов сейчас импортируется. Для примера: в прошлом году было импортировано по данным госстата около 85% бензина и дизеля. Импортировали, как правило, из РФ, Беларуси, Литвы, Румынии и немного из Польши. Следует отметить немаловажную деталь: все НПЗ, из которых Украина получает нефтепродукты, или принадлежат РФ, или же получает сырье (нефть) из РФ, или от ее сателлитов. То есть, если бы Кремль «провел соответствующую работу», то высока вероятность того, что указанные заводы прекратили бы поставки нефтепродуктов в Украину, спровоцировав в нашей стране всеобщее недовольство. Ведь у нас с ценой нефтепродуктов связано все, что потребляют граждане – и товары, и услуги.

Словом, РФ имеет возможность через импортные нефтепродукты влиять почти на все население Украины вплоть до провоцирования социальных бунтов (из-за отсутствия бензина и дизельного топлива) – мечта спецслужбы любой страны. Таким образом, выпуск или импорт нефтепродуктов непосредственно связан у нас с национальной безопасностью Украины, а значит должен быть приоритетом для властей.

Кроме указанных и множества других факторов, обращают на себя внимание два обстоятельства с нефтепродуктами, которые претендуют на название «Украинское чудо»:

  1. В Украине цены на нефтепродукты растут в то время, кода во всем мире они падают, ибо падает цена на нефть.
  2. В Украине на то же количество людей потребляется минимум в два раза меньше нефтепродуктов, чем например, в Казахстане, Азербайджане или Молдове – странах, потребители которых наиболее сопоставимы с украинскими. Так в 2014 году, в Украине на 1000 граждан пришлось примерно 190 литров использованных нефтепродуктов. В то время как в упомянутых странах – минимум 380. А в некоторых – даже около 600.

Первую особенность украинского рынка нефтепродуктов понять очень сложно. В определенной степени это объясняют малопонятным удешевлением украинской денежной единицы гривны. Дескать: за импортные нефтепродукты платится в долларах США, а продаются они в обесценивающихся гривнах. В данных обстоятельствах действительно очень сложно разобраться. Ведь доходы обычных украинцев исчисляются гривнами и остаются неизменными. Тем не менее, цены на нефтепродукты растут.

Роста цен на нефтепродукты (по крайней мере – в таких высоких темпах) можно было бы избежать, если бы в нашей стране был построен и работал под полным государственным влиянием современный НПЗ, который мог бы предложить украинскому рынку достаточный объем высококачественных нефтепродуктов. Кроме качества существующие НПЗ почти не зависят от украинского государства. Ведь неясно, кто от кого больше зависим: собственники НПЗ от государства или государство от собственников.

Можно, конечно, рассматривать и модернизацию существующих НПЗ. Но здесь уместно заметить, что для модернизации собственники необходимых денег не выделяют, ибо таких сумм не имеют. А наше государство в ближайшие годы достаточной суммы кредитов не даст, поскольку тоже не имеет. Не дадут ни грантов, ни кредитов и международные финучреждения. Кроме того, в случае модернизации какого-то одного НПЗ, не решилась бы проблема личной обиды собственников – всегда кто-то найдется, кто возмутится тем, что оказывается финпомощь не его НПЗ, а другому. А модернизировать все НПЗ в Украине никто и никогда не будет, это был бы экономический абсурд. В то время как для нового нефтехимического комплекса и вопрос финансирования, и проблема собственников и все остальные вопросы решаются.

Проект такого нового нефтехимического комплекса был полностью проработан в 2006 - 2008 годах по инициативе тогдашнего президента Украины. В этом проекте должны были участвовать три страны, в том числе Украина. Все было договорено, согласовано и просчитано. В том числе и вопросы финансирования строительства комплекса (тогда это было $4 – 5 млрд). К сожалению, этот проект так и не был реализован. Большая в этом «заслуга» пятой колонны, которая в энергетике и в финансовом секторе остается самой мощной в Украине. Однако к подобному проекту стоило бы вернуться.

Касательно второго вопроса – сравнительно малого объема потребления нефтепродуктов. Следует напомнить, что Украина в прошлом году импортировала свыше 85% нефтепродуктов при официальном общем потреблении немногим более 8,5 млн тонн. Эти цифры, в частности, фигурируют на сайтах Минэнерго и Минстат Украины.

Еще примерно 2 млн тонн потребляется в Украине нелегально. Об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин на пресс-конференции. Странно, что министр, сказав такое, не ушел в отставку (так было бы в любом демократическом государстве). Странно и то, что также не слышно о соответствующем уголовном деле – ведь в любой стране ЕС, например, после такого заявления официального лица сразу было бы открыто уголовное дело по факту.

По другим оценкам, в частности, при сравнении с упомянутыми странами, в Украине нелегально потребляется не менее 10 – 15 млн тонн нефтепродуктов. То есть, больше того количества, которое указано официально.

Подчеркнем: потреблено нелегально – это значит использовано без всяческих оплат в государственный и местные бюджеты, в частности – без акцизных сборов, ПДВ и т.д. Если перевести это в деньги, то окажется, что речь идет о десятках миллиардов гривен. Тогда сумма более 7 млрд грн, которую недавно назвал бывший председатель фининспекции, покажется детской по сравнению со стоимостью нелегального потребления нефтепродуктов. А всякие ссылки представителей минэнерго на то, что, мол, нет денег на инвестиции в газодобычу, будут восприниматься несерьезно.

При упомянутых объемах нелегального потребления, спрашивается: зачем повышать тарифы на коммунальные услуги и издеваться над обнищавшим украинским народом? Может проще и солиднее пресечь нелегальное потребление нефтепродуктов? Вряд ли это ударило бы по простым украинцам. Скорее – по карманам олигархов, в частности по собственникам автозаправочных станций.

Не претендуя на абсолют, рискну угадать: нелегальный рынок нефтепродуктов в основном может обеспечиваться за счет их контрабанды или же за счет подпольных малых НПЗ. В этом плане последнее слово должны сказать правоохранительные органы Украины.

Само строительство нового нефтехимического комплекса обеспечило бы 7 – 9 тысяч рабочих мест. Его эксплуатация при проектной мощности – около 2 – 3 тысяч. А учитывая то, что комплекс должен выпускать также сырье для химической промышленности – в общем, до 10 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Все это весьма актуально для всей Украины.

Кроме того, это означало бы пресечение нелегального потребления нефтепродуктов и серьезную борьбу с масштабной коррупцией. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.