24 октября 2017, вторник

Государство с признаками колонии

комментировать
Реализация реформ в Украине - это основа создания нашего государства. Иначе мы обречены быть колонией

Одной из самых больших проблем Украины, кроме российской агрессии, являются медленные темпы реформ. О них много дискутируют и у нас, и за рубежом, хотя наше государство почему-то тормозит. Почему? Что делать? Наши партнеры (в частности, МВФ) даже требуют ускорить отдельные преобразования. Вместе с тем, почти не возникает вопрос, что мы реформируем, где точка отсчета, как оценивать результаты реформирования? В частности, наше общество иногда к сожалению, недальновидно критикуя все, мало задумывается над тем, чего ждать от изменений, насколько глубокими они должны быть, какие приоритеты, какие преобразования главные, а какие - второстепенные.

В этом контексте было бы целесообразно сосредоточиться на основных реформах, учитывающих наработки прошлых поколений, которые прилагали усилия для восстановления украинской государственности. Очевидно, что прежние видения реформ не могут быть теперь «калькой», а должны быть заново обработаны в привязке к актуальным украинским и мировым реалиям.

Во-первых, следовало бы ввести новую систему приобретения гражданства Украины. Ведь после референдума за независимость Украины 1 декабря 1991 года, на котором «за» проголосовали 90,32% с 84,18% жителей УССР, которые имели право голосовать, украинское гражданство получили автоматически все, кто проживал в то время на территории нашей республики. То есть, украинское гражданство получили даже около 10% явных противников украинской независимости, хотя в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века считалось, что все те, кто проживал в УССР, но не видел себя гражданином независимой Украины, должен был получить пожизненное право на ПМЖ (постоянное место жительства) в Украине с ограничениями по выборам, государственной службе и тому подобное. Так, к сожалению, не произошло. Более того, многие из тех, кто не хотел независимой Украины в 1991 году, и их последователи активно проникли и утвердились в украинской власти, где вместе с украинскими коллаборационистами сформировали «пятую колонну» – как теперь принято говорить.

Власть и общество жили и живут в разных системах ценностей

Рано или поздно, эту ошибку необходимо исправлять с учетом украинских национальных интересов и мирового опыта. Возможно, ближе всего нам опыт стран Балтии, где с приобретением государственности гражданство получили далеко не все, кто жил в этих республиках СССР –многие получили ПМЖ. Но этот опыт не может быть прямо применен, ведь, в частности, с момента распада СССР прошло уже 25 лет. С другой стороны, за это время в упомянутых странах наработали немалый опыт (и положительный, и отрицательный), который стоит нашего внимания.

Во-вторых, было бы целесообразно на основе детального анализа, включая научный, ввести новое, оптимальное административно-территориальное устройство нашего государства. Ведь, поделив УССР на 25 областей и 490 районов, имперский СССР унаследовал и развивал одну из ключевых функций империй - закабаления и ограничения каких-либо прав украинского этноса. Были даже попытки увеличить количество административных единиц. Но это требовало значительного увеличения затрат на содержание государственного аппарата при той же его эффективности. В независимой Украине такой вопрос не актуален. Поэтому в нашей стране было бы целесообразно существенно сократить и установить оптимальное количество областей (по общим ценностям жителей, по уровню самообеспечения?) И укрупнить районы (возможно, по традициям жителей?), сосредоточив там основу местной власти, а не в областных центрах, как было в РСФСР. Все это - в контексте децентрализации, с целью сокращения аппарата, повышения социальных стандартов и т.д.

В-третьих, было бы целесообразно сделать «инвентаризацию» всех наших потребностей и возможностей. На основе результатов такой «инвентаризации» объективно смоделировать функционирование и развитие государства, в частности, нашей экономики, предусмотрев развитие, сокращение и даже ликвидацию существующих отраслей, создание и развитие новых отраслей, которых нету, или модернизировать существующие. Отдельных видов продукции в РСФСР производилось больше, чем потреблялось, а другие товары, в которых республика нуждалась, завозили из оставшихся советских республик – теперь она импортируется, часто контрабандой.

Без результатов такой «инвентаризации» не понятно, от чего отталкиваться при соответствующих расчетах сделанного. Ведь теперь мы констатируем достижения относительно неизвестной точки отсчета.

В-четвертых, обеспечить эффективность украинской власти, очистку ее от антигосударственных элементов и оптимальное количество госслужащих.

В этом контексте следует отметить, что неэффективность и даже слабость властной системы в Украине обусловлена, прежде всего, особенностями авторитарной (унаследованной от СССР) системы власти - когда в любом министерстве или ведомстве все решения (и стратегические, и тактические) принимаются, как и прежде, руководством, фактически без учета мнения (иногда даже вопреки) рядовых госслужащих, которые непосредственно отвечают за данное направление. Следовательно, деятельность таких рядовых чиновников в некоторой степени лишена смысла, а затем ведомство, которое они представляют, в целом неэффективно, по сравнению с подобными ведомствами в странах с устоявшейся демократией. Таким нашим ведомством относительно просто манипулировать - с этой целью часто вводили агентов влияния и использовали коллаборационистов в вертикали руководства этого государственного ведомства (органа, организации и т.д.). При этом охватывать непосредственно всех рядовых сотрудников не нужно и в этом нет необходимости, ведь это потребовало бы значительных сил и средств.

Кроме этого, стоит отметить, что на сегодня в украинской власти количество госслужащих завышено. Правдоподобно, в ней введены антигосударственные элементы (или, как теперь принято называть, «пятая колонна»), через которых происходит манипулирование ведомством, а следовательно - нашим государством.

Итак, в контексте реформирования существующей украинской системы власти, прежде всего, было бы целесообразно, по крайней мере на переходный период (2 - 3 года) обеспечить, чтобы администраторы (руководители) учитывали, но не определяли сути деятельности подчиненных сотрудников. В этом контексте необходимо «сместить сверху донизу» точку принятия решения в системе государственного управления и таким образом, в частности, повысить ответственность и эффективность рядовых сотрудников, а следовательно – эффективность всей системы власти.

Пятое, ввести новую, эффективную кадровую политику на государственной службе. В этом контексте следует отметить, что на сегодняшний день в Украине есть государственная кадровая политика, которая, по сути, также унаследованная от прошлого: теперь, как и прежде, непосредственно или косвенно кадровую политику полностью определяет первое лицо ведомства или организации непосредственно или через уполномоченное им лицо, учитывая прежде всего личную преданность, то есть – через призму личного фактора.

Новая государственная кадровая политика должна предусматривать, прежде всего, исключение личного фактора как определяющего фактора при назначении или переводе сотрудника на другую должность. С этой целью предлагается сформировать аттестационно-кадровую комиссию, которая бы не зависела от руководства и формировала кадровую политику этого ведомства или организации.

Здесь стоит отметить, что конечные кадровые решения аргументированно принимает руководитель ведомства, если на это нет возражений кадровой комиссии.

Аттестационно-кадровую комиссию проходят все, кто желает работать на конкретной должности в конкретном ведомстве, в частности, и те, кто работал в данной структуре. Причем через эту комиссию работник государственного органа (или организации) должен проходить при каждом повышении по должности, но не реже одного раза в два года. А все те, кто не «проходит» кадровую комиссию, к сожалению, сокращаются.

К сожалению, упомянутые реформы в течение последних 25 лет не были сделаны. В результате, мы фактически живем в ослабленной советской системе с измененными названиями органов, структур и учреждений. Но осуществление упомянутых реформ обеспечило бы необратимость развития нашего государства, а потому даже с опозданием их надо делать. Без преувеличения, их можно считать основополагающими или основными для нашего государства. Вводя их, следует иметь в виду, что никто из-за границы, располагая хорошими намерениями по поводу нас, никогда их не потребует, поскольку почти никакая страна в этом непосредственно не заинтересована - это касается только нас.

Например, можно привести в пример нынешнюю позицию Нидерландов после референдума об Ассоциации Украина – ЕС: если бы в нашем государстве, в частности, в системе украинской дипломатии, были введены упомянутые в этом материале основные реформы, а затем, в Посольстве Украины в Нидерландах было бы оптимальное количество сотрудников и было бы нормальное финансирование деятельности украинской дипломатии, то можно было бы требовать соответствующей работы всего посольства и каждого его сотрудника, а затем - обоснованно ожидать положительного настроя и у населения, и власти упомянутой страны к нам. Справедливости ради, забегая вперед, стоит отметить: нет ни первого, ни второго, ни третьего, а поэтому - мы пытаемся удивляться, почему население Нидерландов на референдуме высказалось против ассоциации Украины с ЕС, но практически не задумываемся над тем, что с нашей стороны не так. И, в нынешних обстоятельствах, не факт, что подобная ситуация не повторилась и в других странах ЕС.

Важно подчеркнуть, что указанные пять основных реформ в Украине способствовали бы также повышению эффективности всей власти, сокращению почти вдвое количества госслужащих, обеспечению украинского народа занятостью, ментальному сближению власти с народом, которое определяет доверие народа к власти и тому подобное. Последнее особенно важно, поскольку во времена империй в Украине установилась и сохраняется до сих пор странная закономерность: сразу после избрания новой власти ей начинают не доверять. И это происходит прежде всего потому, что власть и общество жили и живут в разных системах ценностей, фактически имеют разные ментальности.

Итак, для изучения и учета наших национальных интересов и мирового опыта, для детальной разработки и внедрения упомянутых реформ должны быть сформированы (путем тайного голосования?) соответствующие органы (комиссии) при участии общественности, каким бы доверяли люди на местах, а следовательно - и весь украинский народ. Очевидно, что формирование таких комиссии должно делаться в рамках украинского законодательства - в случае необходимости его надо дополнить путем принятия новых законов. Например, в комиссию должны входить три равные части с правом вето каждая на окончательное решение: специалисты (1/3 общего количества), представители общественности (1/3 общего количества) и представители аналитических и научных кругов (1/3). Представители общественности и аналитических и научных кругов избираются (назначаются) на год и после работы в таких комиссиях, могут избираться (назначаться) не более чем два раза, не имеют права какое-то время (видимо 5 или 10 лет) избираться и быть назначенным во власть.

Фактически речь идет об основании государства заново. Здесь, прежде всего, надо исходить из того, что введение таких изменений в Украине - основа создания нашего государства. Иначе наше государство обречено быть колонией - каким бы ни было название: Украина, УССР, Малороссия и т.д.

Осуществление упомянутых основных реформ в Украине стало бы надежной основой дальнейших преобразований и, в частности, обеспечило бы радикальный необратимый рост украинского ВВП и успешную борьбу с коррупцией, что весьма актуально как для нас, так и для мира. Кроме этого, наше государство было бы гораздо сильнее, в частности, способным защищаться от внешней агрессии.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.