7 декабря 2016, среда

Что мешает Украине стать успешной

комментировать
Успешно развиваются только те страны, где происходили преобразования на основе собственных научных разработок и учитывались достижения мировой науки и технологии

Теперь уже стало модным, даже обязательным, громко говорить о реформах в Украине, не вникая в их суть. И действительно – мы дожились до того, что срочно надо реформировать все. Не только говорить, но и системно реформировать.

Здесь было бы уместно вспомнить, что в начале восстановления нынешней независимости значительная часть преобразований была разработана украинскими лидерами общественного мнения, но, к сожалению, они не были приняты во внимание и, соответственно, не были внедрены руководством государства и правительства. Однако, ради справедливости, стоит отметить, что речь идет о прошлом. А нынешнее и будущие поколения украинцев скорее воспринимают то, что и для чего делать теперь. Ведь с того времени условия существенно изменились, а это требует новых подходов, которые должны базироваться на основе, прежде всего, украинских научных разработок, учитывая мировые достижения. В свою очередь, это означает, что наше мультинациональное общество и наша власть должны серьезно развивать национальную науку, в том числе – через оптимальную кадровую политику в научных и учебных заведениях и через должное финансирование.

Безусловно, анализировать упомянутые украинские наработки можно и даже нужно внедрить.

Мировой опыт показывает, что успешно развивались только те страны, где происходили преобразования на основе собственных научных разработок и учитывались достижения мировой науки и технологии. Те же страны, которые не развивали своей науки, а лишь заимствовали чужие разработки, в частности, для научного обоснования реформ, некоторое время процветали и обеспечивали блага своим гражданам, а потом исчезали. Нынешняя Украина в этом плане похожа, увы, на второе.

В этом контексте внушает надежду разве что осознание того, что никакой чиновник-иностранец не сможет построить государство украинцам, поскольку не формировался в украинских условиях, а следовательно все наши тонкости объективно не способен почувствовать. Хотя привлеченные специалисты искренне хотели бы развивать Украину. Они являются ее настоящими друзьями, но на 100% украинскими чиновниками никогда не станут. А без таких об украинской государственности остается только мечтать, как это много раз уже было за последние 300–400 лет.

Впервые в нынешней независимой Украине вступил в силу закон Украины о научной и научно-технической деятельности от 13 декабря 1991 года, где 34-я статья предусматривала бюджетное финансирование науки не менее 1.7% от ВВП в год. С тех пор практически каждый год в этот закон вносились многочисленные изменения и дополнения, которые никак не отражались на уровне финансирования науки за счет государственного бюджета. В конце концов, 26 ноября 2015 года, был принят новый закон о научной и научно-технической деятельности, где также предусматривалось бюджетное финансирование науки и техники на том же уровне - не менее 1.7% ВВП в год.

Мы дожились до того, что срочно надо реформировать все

Реально же, даже учитывая переходные положения упомянутого закона от 13 декабря 1991-го, начиная с 1992-го года до сих пор, в Украине на финансирование науки и технологий выделялось из государственного бюджета примерно на порядок меньше, чем предусматривал этот закон - по остаточному принципу. Не намного больше также поступало на развитие отечественных науки и технологий от промышленности, что в сумме было примерно на порядок меньше, чем в среднем в странах ЕС, не говоря уже о мировых лидерах развития. Стоит отметить также, что за это время в отдельных центральных органах власти, к сожалению, исчезли подразделения, которые были уполномочены обеспечивать научно-технологическое развитие отраслей, регионов и нашего государства в целом. В связи с этим невольно возникает вопрос: «в каком же качестве мы планируем когда-нибудь интегрироваться в ЕС и планируем ли?».

Много энергии и усилий в свое время прилагали министры науки и образования Украины Василий Кремень и Станислав Николаенко, Иван Вакарчук, Сергей Квит, бывший Председатель ГКНТ Сергей Рябченко и их заместители для того, чтобы увеличить финансирование развития украинских науки и технологий (тех, кто сознательно разваливал эту отрасль, не стоит и упоминать).

Теперь эта миссия принадлежит Лилии Гриневич. Тяжелая ноша.

Здесь стоит отметить, что от названных лиц далеко не все зависело и зависит. В определенной мере неудовлетворительный объем финансирования развития в Украине науки и технологий определялся скромностью ученых и их неприхотливостью. Но это лишь в определенной мере.

Денег в бюджете действительно слишком мало, а потребности отраслей большие. С другой стороны, такое положение дел с украинской наукой способствует антигосударственной продолжительной кампании против Украины. Ведь национальная наука – одна из самых чувствительных отраслей в этом контексте.

Принимая во внимание современные украинские реалии, есть не много путей увеличения финансирования украинской науки и технологий. Для этого ни в коем случае нельзя сокращать финансирование других статей расходов. Один из путей увеличения бюджетных расходов на науку и другие приоритетные отрасли – за счет детенизации экономики, что, в свою очередь, могло бы способствовать увеличению доходной части бюджета в целом.

Видимо, есть и другие пути. Здесь у власти есть выбор. В то же время, стоит отметить, что самый простой способ обеспечения увеличения доходной части бюджета – использовать опыт активистов Народного Руха Украины начала 90-х годов прошлого века, когда благодаря их активности была минимизирована контрабанда на пограничных переходах.

При любых обстоятельствах, немедленно нужно определить приоритетные отрасли в Украине, которые должны быть дофинансированы с целью гарантий существования и развития государства и общества. Например, здравоохранение, наука и технологии, информационно-разъяснительная работа и тому подобное. После такого определения, в случае поступления дополнительных средств, они сразу должны быть перенаправлены для расходов по приоритетным направлениям без всяких договоренностей и других непрозрачных вещей. То есть без коррупционных признаков.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.