28 сентября 2016, среда

Как сражаться с чиновниками их оружием

комментировать
Как показала практика, цинизм и наглость украинских госслужащих можно сразить их же бюрократическим оружием – педантизмом и следованием букве закона

Мой друг попал в знакомую многим киевлянам историю – вскочил ранним утром в троллейбус, имея в кошельке только крупные купюры. Водитель с функциями кондуктора билет не продал – банально не было сдачи. Фортуна в этот день была не на стороне пассажира, и вскоре устрашающего вида контролер потребовал предъявить талон.

Синдром вахтера и пренебрежение этикетом давно стали хронической болезнью бюрократов и им подобным.

Естественно, отсутствие сдачи у шофера не стало поводом для “прощения”. Платить штраф было бы не так обидно, если бы не банальное бытовое хамство со стороны проверяющего. В ход пошли аргументы в духе “билеты всегда нужно покупать заранее”, “купили бы талонов на все 100 гривен”, “ща пойдем в милицию”, а за ними и попытка применения силы. Иронично, именно этот контролер встретился уже не впервые – раньше он тоже успел запомниться брутальным стилем своей работы.

Штраф-то заплатил, но стало обидно и неприятно даже не из-за самой ситуации, а из-за подобного отношения. Уверен, оно знакомо практически всем украинцам, которые сталкиваются с чиновниками в различных ситуациях – синдром вахтера и пренебрежение этикетом давно стали хронической болезнью бюрократов и им подобным.

Поэтому, вооружившись профессиональным занудством и десятком открытых вкладок с законами, наваял жалобу в столичный контактный центр. Шедевр канцеляризма в изысканных и витиеватых формулировках описал произошедшее, из-за которого “был фактически лишен возможности реализовать свою обязанность как пассажира, за что впоследствии был подвергнут штрафным санкциям”. Кстати, даже если бегло просмотреть правила пассажирских перевозок в Киеве, можно найти много интересных вещей. Как и то, что кондукторы обязаны иметь при себе сдачу, а также быть “аккуратно одетыми и вежливыми в общении с пассажирами”.

Ответ, как ни странно, пришел достаточно быстро. В не менее витиеватых формулировках замгендиректора Киевпастранса поблагодарил за “внимание к проблемам функционирования и развития Киева как европейской столицы”. Чиновник отчитался о проведенном “служебном расследовании”, заявил о “другой версии событий” у контролера, отрапортовал о доведении на общем собрании до всех сотрудников важности вежливости, и еще раз сказал спасибо за “доверие киевской власти”.

Интрига нарастала – и наш герой отправился на “очную ставку” с контролером, ведь дело нужно было довести до конца. Отдельный эпизод – полтора часа ожидания “оппонента” в офисе на Боженко, за которые местные служащие вещали в духе “вы сами виноваты”, “вот не нарушали бы”, “чего время тратите”. Отдел контроля не изъявлял никакого желания содействовать расследованию, судачили о “нехороших” пассажирах и громко хвалили молодца-контролера.

Чиновники прекрасно научились подстраиваться под начальство – пришла пора заставить их подстраиваться под своих клиентов – граждан.

После пришел и сам проверяющий, который писал объяснительную руководству. Правда, оказалось, что это совсем другой человек, очевидно, покрывающий товарища, который подозрительно быстро ушел в отпуск. На возмущение он раскраснелся и пытался шепнуть начальнику, мол, потом все объясню. В итоге чиновники переадресовали проблему на троллейбусное депо – пусть и сам замгендиректора Киевпастранса прямо указал на отдел контроля.

Не сдавшись, накатал еще одну жалобу на служебную халатность и “неуважение к клиенту Киевпастранса”. Понятное дело, речь шла уже не о возврате несчастных тридцати гривен – а о принципе, да и просто стало весело. Бюрократы, похоже, сдались графоманскому напору – и прислали письмо с извинениями, да и штраф вернули. После написали еще раз – снова извинялись.

К чему это все? К тому, что искоренение коррупции и бюрократизма в украинской административной системе едва ли возможно мощным давлением “сверху”. Чиновники прекрасно научились подстраиваться под начальство – пришла пора заставить их подстраиваться под своих клиентов – граждан. Множество точечных, пусть и небольших “ударов” по системе в виде претензий, жалоб, обращений, писем и прочего подкосит и без того больной аппарат – и от количества отписок придется переходить к качеству услуг. Референции к начальству, ссылки на легко доступные онлайн законы, четкое понимание своих прав творит чудеса – и даже гиганту столичных перевозок приходится извиняться за хамоватых сотрудников.

Осталось дождаться, когда вежливость и обходительность станет дефолтным качеством госслужащих, а не попыткой оправдать себя перед клиентами и начальством. Поэтому, пишите письма, господа!

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.