13 декабря 2017, среда

"На службе" у президента, а не государства

комментировать
Изменения в законе "О государственной службе" противоречат не только Стратегии реформы государственного управления, принятой правительством, но и нашим международным обязательствам

"Реформа государственной службы в значительной степени определяет успех других реформ. Эта реформа обеспечивает новое качество государственной службы в соответствии с лучшими европейскими практиками и делает государственную службу политически беспристрастной на благо государству и обществу. Поступление на государственную службу будет происходить только по конкурсу на основе личных качеств. Государственная служба станет деполитизированной", – эти красивые, сладкие слова принадлежат президенту Украины.

Это цитата из слов президента от 31 декабря 2015 года, когда он подписал закон «О государственной службе» и хвастался им перед нашими международными партнерами.

Впрочем, на прошлой неделе в трущобах Администрации президента появился документ, который противоречит каждому вышеупомянутом слову главы государства; законопроект был протянут депутатами БПП и проголосован за два часа за основу и в целом с нарушением норм регламента ВРУ; за этот проект президент лично "собирал" голоса ночными звонками депутатам.

На данный момент можно забыть о разграничении политических должностей и должностей государственной службы

Этот законопроект №7126 делает государственную службу в областях и районах страны политической на благо собственно только президенту и его правящей партии. Законопроект обеспечивает поступление на государственную службу по политическим предпочтениям, без малейшего подобия открытых конкурсов или процедур, без требований к личным качествам, опыту или соответствующего образования кандидата. Только политика. Больше ни одной государственной службы.

Этот проект возвращает нас к узаконенному административному ресурсу на выборах и ставит председателей местных государственных администраций и их заместителей – представителей исполнительной власти на местах – на службу президенту, а никак не государству.

Высшие государственные служащие в регионах страны становятся заложниками политической борьбы президента и его партии, а главной их функцией становится обеспечение голосов конкретной политической силе.

На самом деле, этот законопроект, протянутый «блицкригом», является эмоциональной реакцией главы государства на последний проигрыш партии БПП на местных выборах в объединенных территориальных общинах. По официальным результатам выборов 29 октября 2017 в ОТО от Батькивщины избрано 903 депутата, тогда как от БПП – 642 депутата.

Подобные изменения в закон "О государственной службе" противоречат не только Стратегии реформы государственного управления, принятой правительством, но и нашим международным обязательствам в этой реформе согласно сотрудничества с профильной организацией SIGMA, которая играет ключевую роль в подготовке стран-кандидатов к вступлению в ЕС. Подобные изменения противоречат даже Стратегии национальной безопасности.

Документ выводит из-под действия закона «О государственной службе» председателей местных государственных администраций и отменяет главные достижения реформы государственной службы:

Краеугольным камнем реформы государственного управления для создания профессиональной государственной службы является разграничение политических должностей и должностей государственной службы.

Зато, проект наоборот предоставляет правовую основу для сращивания политики и государственной службы, поскольку выводит из-под действия закона «О государственной службе» председателей местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей, а следовательно ликвидирует для этих должностей требование политической беспристрастности.

1. С момента вступления в действие законопроекта руководители местных государственных администраций снова смогут быть активными членами политических партий, занимать руководящие должности в партиях, возглавлять партийные ячейки.

Это означает, что в течение предвыборных кампаний и на самих выборах главы местных госадминистраций будут использовать административный ресурс в пользу самих себя и своих партий. Можно вспомнить, например, парламентские выборы 2012, когда местные госадминистрации использовали средства местных бюджетов в интересах нужных кандидатов; оказывали политическое давление на независимых кандидатов и злоупотребляли местными СМИ.

2. Другой важной новацией закона "О государственной службе" стали открытые конкурсы на должности глав местных государственных администраций.

Отныне даже формальных конкурсов не будет. Конечно, в нашем государстве никакие конкурсы не дают гарантий, что в результате конкурса будет выбран лучший кандидат. Они не могут дать гарантий, что победитель справится с работой.

Впрочем, конкурсы – это важный институциональный механизм и шанс выбрать лучших кандидатов, плюс, открытая и прозрачная процедура с собеседованиями в онлайн-режиме, когда глупости каждого кандидата хорошо видно. Конкурсы предусматривают базовую проверку языковых, логических и профессиональных компетенций. Конкурсы дают возможность гражданскому обществу увидеть качество подготовки кандидатов.

3. Теперь кандидаты в главы местных администраций, которые будут управлять районами с сотнями тысяч жителей, будут избираться политически, а не соответствии со своим опытом работы, управленческими способностями и уровнем образования.

Поскольку эти должности выводят из закона о государственной службе, то к главам местных госадминистраций будет значительно меньше требований. А, как известно, меньше требований – хуже качество. К должностям высшей категории государственной службы в районах и областях больше нет требований о высшем образовании (которая была указана не ниже уровня магистра), о знании украинского языка и об опыте работы на руководящих должностях, который был установлен на уровне минимум 3 лет законом "О государственной службе".

Тогда как в законе "О государственной службе" для должностей государственной службы устанавливалась требование свободно владеть государственным языком, в законе «О местных государственных администрациях», который теперь единственный регулирует данный вопрос, председатели МГА должны владеть "государственным языком, региональными языками или языками меньшинств в объемах, достаточных для выполнения служебных обязанностей".

Интересно также, что принятие этого проекта состоялось под громким прикрытием необходимостью противостоять войне и агрессии РФ. Председатель фракции БПП Артур Герасимов на заседании Рады утверждал, что именно закон "О государственной службе" заложил "обезглавленость" и неэффективность местных государственных администраций. Но действительно ли это так?

Представители президента жалуются на отсутствие вертикали власти на местах. Впрочем, это полностью вина самого президента: глава государства уклоняется от своей прямой обязанности объявлять конкурсы на должности председателей районных и областных государственных администраций.

Во время войны, например, одна из "пограничных" областей, а именно Херсонская область, полгода была без главы областной администрации, потому что полгода Президент не объявлял конкурс, потому что не мог, очевидно, найти "нужного" кандидата.

В настоящее время около 50 районов из примерно 490 пребывают без главы райгосадминистрации. Впрочем, в 27 случаях – это вина президента, ведь он не объявил соответствующий конкурс на должности, а без объявления конкурса невозможно было и его проведение. Что касается аргумента "войны" и противодействия агрессии, то только в 1 РГА в Луганской и 1 РГА в Донецкой области пока нет руководителя.

Игры в демократию закончены. Попытки открытых конкурсов и открытых прозрачных процедур продержались пару лет. Действующая власть хочет победить на всех будущих выборах и понимает, что без админресурса ей это не удастся. А кто в Украине обеспечивает админресурс? Именно – главы местных администраций.

Законопроект отменил именно те нормы, которые получили больше всего положительных оценок международных экспертов. В частности, одного из самых престижных аналитических центров Европейского Союза – Программы поддержки совершенствования управления и менеджмента (Программа SIGMA).

На данный момент можно забыть о разграничении политических должностей и должностей государственной службы, политической беспристрастности и открытых конкурсах на все должности председателей местных государственных админиcтраций.

Два года реформы, чтобы вернуться в отправную точку.

Как глава подкомитета по реформе государственной службы, я вынуждена констатировать, что, к сожалению, в положениях относительно правового статуса глав местных государственных администраций ситуация даже по сравнению с законодательством времен Януковича, действующим до 2015 года, стала значительно хуже. А президент идет упрямо путем Януковича и централизует власть.

Впрочем, сейчас точно не время опускать руки. Украинцы требуют открытых процедур и профессионального управления. Мы, как нация, требовали и требуем, чтобы государственные служащие были на службе у граждан, а не работали на политические и бизнес-интересы конкретной политической партии. И потому реформе государственной службы обязательно быть.

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.