22 июля 2017, суббота

Как Украине научиться экономить энергию

комментировать
У нас нет иного пути, как развивать энергосервис

Только в 2016 году дважды подорожала электроэнергия и существенно увеличилась стоимость теплоснабжения. Экономических и политических предпосылок для их удешевления пока не видно. Для потребителей, особенно населения и бюджетников, актуальным стал вопрос энергосбережения. Но для многих возможность утепления зданий, замены окон и ламп накаливания на светодиодные упирается в отсутствие или нехватку денег. Выход из этой ситуации появился весной прошлого года, когда парламент принял законы и создал новый рынок в Украине - рынок энергосервиса.

Энергетический сервис подразумевает проведений мероприятий, направленных на достижение натуральной или финансовой экономии за счет более эффективного использования энергоресурсов.

Этот механизм работает в странах ЕС и США более 30-ти лет. Энергосервис позволяет энергосервисной компании (ЭСКО) осуществить меры по обеспечению экономии энергоресурсов и коммунальных услуг на объекте заказчика и заработать за счет полученной экономии. Сначала заказчик оплачивает услуги ЭСКО за счет полученной экономии и возвращает вложенные ЭСКО инвестиции, а затем экономит свои средства на оплате энергоносителей.  По оценкам профильных экспертов, внедрение энергосервиса в Украине позволит привлечь от 4 до 7 млрд евро частных инвестиций в проекты по обеспечению энергоэффективности бюджетной сферы. А возврат инвестиций в такие проекты обеспечивается за счет достигнутой экономии без дополнительной финансовой нагрузки на бюджет.

Государству не по карману огромные затраты на закупку энергии и коммунальных услуг

В мае уже этого года Государственное агентство энергоэффективности и энергосбережения заключило Меморандум с местными органами власти 16 областей и 17 городов Украины о внедрении энергосервиса для бюджетных учреждений, по которому до конца 2016 года каждая область должна обеспечить проведение закупок энергосервиса во всех районах. По состоянию на 1 августа, уже объявлено 22 тендера по закупке энергосервиса в Киеве, Одессе и Львовской области.

Однако даже эти скромные планы по повсеместному внедрению энергосервиса весьма призрачны, и на это есть внешние причины:

-  закупки через ProZorro. При проведении тендеров на закупку энергосервиса система ProZorro, в силу своих особенностей, отдает предпочтение минимальной цене, однако в энергетических проектах это не является залогом успеха.

-  политические риски. Энергосервисные договоры рассчитаны на длительный период - до 10 лет. За это время минимум дважды переизбираются органы местного самоуправления. Кроме того, сейчас активно происходит укрупнение территориальных общин в рамках децентрализации. Смена власти на местах, как показывают украинские реалии, обычно приводит к сворачиванию инициатив предшественников, даже если проект реально необходим обществу, и дает результат: “Я с вами не договаривался, поэтому и не буду платить.” 

Местные чиновники на уровне профильных подразделений исполкомов и государственных администраций не понимают механизм заключения и выполнения энергосервисного договора. А консервативное восприятие нового вызывает страх и сопротивление таким проектам.

-  ограниченное финансирование. Энергосервисные проекты капиталоемкие. Отсутствие свободных собственных средств и дороговизна банковского кредитования не позволит широко внедрить энергосервис. Максимум, на который способна рядовая ЭСКО без привлечения дополнительного финансирования – провести энергоаудит и разработать проект энергосервиса. 

Недостаточно четкая регламентация налоговых последствий выполнения энергосервисного договора, риск технической ошибки ЭСКО, большая изношенность инфраструктуры – список вызовов можно продолжать. Но у Украины нет иного пути, как развивать энергосервис. Государству не по карману огромные затраты на закупку энергии и коммунальных услуг, а снижение их потребления невозможно без революции в инфраструктуре. Среди первоочередных шагов для снятия барьеров к реализации энергоэффективных проектов:

  • урегулировать процедуры закупки энергосервиса в системе ProZorro;
  • создание механизма финансовой поддержки ЭСКО-проектов в бюджетном секторе, к примеру, -  создание государственного фонда энергоэффективности для поддержки ЭСКО-компаний;
  • упрощение процедуры заключения энергосервисного договора;
  • активная информационная компания на местах для разъяснения чиновникам всех уровней механизма и преимуществ энергосервиса.
Больше мнений здесь
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Сергей Сильченко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Сергей Сильченко
Сергей Сильченко

Юрист, эксперт в сфере трудового права и регулирования государственных закупок, партнер юридической фирмы ILF

Другие мнения автора
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.