21 ноября 2017, вторник

Минские соглашения: ни войны, ни мира

комментировать
Складывается ощущение, что все стороны надеются на замораживание конфликта

Складывается ощущение, что все стороны надеются на замораживание конфликта

Переговоры, которые уже кажутся безнадежными, могут либо имитировать поиск решения, либо привести к появлению нового мирного договора

К сентябрю 2015 года стало очевидно, что Киев исчерпал свой потенциал уступок. Закон об "особом статусе" оккупированных анклавов в Донецкой и Луганской областях вызвал серьезные столкновения на украинской политической сцене и не смог получить одобрение Рады. Любая попытка украинской стороны включить «особый статус» анклавов в Конституцию до вывода российских войск, демилитаризация анклавов и закрытия границы с Россией стала бы двойным самоубийством: украинского государства и президента Украины, несущего ответственность за Минский процесс. Стало ясно, что украинское общество вряд ли согласится идти на дальнейшие уступки Москве - даже под давлением Запада. «Пора России проявить добрую волю», - говорят украинцы. Стратегия Запада натолкнулась на непреодолимое препятствие.

Западные посредники не сумели ни убедить, ни заставить Москву сотрудничать. В то же время, Запад не мог сдать Украину, так как это означало бы его отказ от собственных принципов и признание поражения, что могло мотивировать недемократические государства продолжить испытывать мощь Запада. Новые санкции США против РФ, которые были введены в декабре 2015 года за невыполнение условий Минска-2, а также продление санкций ЕС на шесть месяцев продемонстрировали, что Запад возлагает ответственность на Россию.

В ноябре-декабре 2015 года новая эскалация боевых действий в Донбассе (с применением танков и тяжелого оружия) доказала, что Кремль и его ставленники возобновили попытки заставить Киев принять московский "мирный план." Сепаратисты объявили о решении провести местные выборы [20 февраля 2016 года в ЛНР и 20 апреля 2016 года в ДНР] независимо от позиции Киева. (Вскоре Кремль решил "забыть" об этих выборах, желая избежать обвинений в нарушении условий Минских соглашений. Новые стычки, инициированные сепаратистами, означали, что Москва вернулась к тактике, которую успешно использовала прежде: военное давление с целью заставить другую сторону пойти на уступки.

«Минск» стал для украинцев синонимом «Мюнхена»

Ситуация остается неоднозначной. С одной стороны, ухудшение экономической ситуации в России, отсутствие готовности со стороны общества идти на жертвы ради войны, а также стремление Москвы сформировать новый антитеррористический фронт с Западом дают надежду на то, что Кремль может смягчить свою позицию по Украине. С другой стороны, кризис в Сирии и неспособность Запада с ним справиться, кризис беженцев в Европе, растущее европейское разочарование в канцлере Меркель (движущей силе европейского единства в вопросе украинского кризиса), могут создать у Москвы впечатление, что Запад растерян и готов уступить России.

Так что история далеко не закончена. Оказавшись в тупике, Запад может соблазниться российской игрой в имитацию, попытавшись убедить мир (и себя тоже), что Минский процесс каким-то образом приведет к стабильному миру (честное слово!). Россия, со своей стороны, изображает готовность к миру. Украинским лидерам тоже приходится притворяться, а тем временем в Донбассе нет ни войны, ни мира. Эта всеобщая готовность к притворству уменьшает шансы на реальный мир.

Складывается ощущение, что все стороны надеются на замораживание конфликта, чтобы решение можно было придумать когда-нибудь потом. В докладе прокремлевского Центра политической конъюнктуры при обсуждении возможных сценариев решения конфликта замораживание на следующие 3-5 лет указано как наиболее "реалистичный" сценарий, потому что он "требует меньше затрат (в том числе и политических). «Российский план замораживания конфликта, который поддерживается некоторыми западными силами», будет торпедировать интеграцию Украины в Европу и создаст источник постоянной нестабильности внутри Украины (…) но под давлением ряда внешних и внутренних факторов Украина может быть вынуждена принять этот сценарий», -  пишет украинский еженедельник Зеркало Недели.

Вопрос в том, в какой форме состоится это замораживание: украинская версия Приднестровья, финансируемая Россией? Но в этом случае сепаратисты должны объявить о своей независимости от Киева, а Москва не хочет этого. Или как «Приднестровье плюс» - что означало бы, что сепаратисты будут принудительно интегрированы в Украину, а регионы будут финансироваться за счет украинского государства. (Но на каких политических условиях, и каким будет влияние России на следующих этапах?). Последний сценарий – «финляндизированная» Украина, оставленная дрейфовать между Россией и Европой, - был бы равнозначен тому, чтобы заложить бомбу внутри украинского государства и оставить детонатор в руках Кремля.

Я думаю, что замораживание конфликта в Донбассе - неустойчивый вариант. Во-первых, российская сторона рассматривает постоянную напряженность в регионе как рычаг давления на Украину и получения выгод от Запада. Во-вторых, путинская система нуждается в предлоге, чтобы держать общество в состоянии ментальной мобилизации. В-третьих, сепаратистские режимы в Донбассе не могут функционировать в нормальном режиме мирного времени; сепаратисты также нуждаются в напряженности для своей легитимации. В данный момент замораживание может выглядеть как единственное возможное решение, но сохранится опасность, что «лед» в любой момент может растаять.

Москва одновременно испытывает все способы, в том числе и противоречащие друг другу. Она соединяет тактики войны и мира, переговоров и давления. Сирийская авантюра Москвы, начатая в сентябре 2015 года, означала, что Кремль хотел отвлечь внимание от войны в Украине, понизить ее значимость и превратить ее в сознании Запада во «внутренний украинский конфликт». Это является признанием его неспособности к дальнейшему расширению на юго-восток и неспособности заставить Украину вернуться во власть РФ. Но Москва упорно продавливает свою формулу Минска, и она хорошо умеет притворяться. Решение Кремля вывести свои "основные силы" из Сирии в марте 2016 года было интерпретировано некоторыми наблюдателями как признак того, что Россия может вновь обратить внимание на Украину.

Украинцы считают Минские соглашения временной сделкой, которую их вынудили заключить в обход их национальных интересов. «Минск» стал для них синонимом «Мюнхена».

Сейчас Москва не хочет серьезной эскалации в регионе, но готова к локальным вспышкам напряженности. Еще более важно то, что Кремль рассматривает "вопрос Донбасса" как козырь для переговоров с западными столицами относительно установления нового миропорядка.

В любом случае, Минские соглашения в их текущем виде имплементировать нельзя, и переговоры продолжатся в 2016 году. Переговоры, которые уже кажутся безнадежными, могут либо имитировать поиск решения, либо привести к появлению нового мирного соглашения, в котором будет предусмотрен механизм принуждения (это ключевой момент).

Украинский конфликт продолжает оставаться не только серьезным геополитическим, но и цивилизационным противостоянием. От его исхода будет зависеть не только система безопасности в Европе, но и миропорядок, как и роль Запада в определении его собственного будущего.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Лилии Шевцовой. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на The American Interest

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.