8 декабря 2016, четверг

Умение общаться – залог успеха инноваций

комментировать
Сейчас модно говорить, что мы живем в век информации, но на самом деле это век общения. Настало время начать относиться к нему серьезно

Когда я был студентом, в нашем университете давали лекцию об Уинстоне Черчилле. В основном это была смесь исторических событий и историй из жизни, которые в случае Черчилля делились на острые, непочтительные и восхитительные. Но ярче всего мне запомнилось окончание лекции.

Рассказчик сказал, что главное, что нужно знать о Черчилле – это то, что успешным его сделало умение общаться. Тогда я не понял, о чем речь. В детстве мне всегда рассказывали, как важно усердно работать, быть честным, а вот об умении общаться никто и не заикался.

Сейчас, тридцать лет спустя, я наконец начал понимать, что имел в виду лектор. Чтобы внедрить новую технологию, недостаточно гениальной идеи – нужно уметь правильно объяснить ее другим.

Отец века электричества

Сегодня мы воспринимаем электричество как нечто само собой разумеющееся. Мы включаем свет, смотрим телевизор и пользуемся электрическими приборами, не задумываясь ни на секунду. Трудно представить время, когда, чтобы видеть ночью, приходилось использовать дымящие, неприятно пахнущие свечи, а об элементарных бытовых приборах и речи не шло.

Майкл Фарадей, пожалуй, сыграл ключевую роль в том, что электричество из забавного феномена превратилось в главную рабочую лошадку современности. Он не только открыл большую часть принципов его работы, в частности, его магнитные свойства, но также изобрел ключевые технологии, такие как генератор, который производит электричество, и мотор, позволяющий преобразовывать полученную энергию.

Но Фарадей был не просто талантливым ученым: он также был весьма успешен в общении. Его научный гений заключался не только в достижении экспериментальных результатов, но и в умении объяснить их обычным людям.

Школы не учат детей общаться. Они учат математике, нескольким наукам, грамматике, но совершенно не объясняют, как эффективно выражать свои идеи

Волшебник, который делился своими секретами

Еще один пример талантливого в общении гения - Ричард Фейнман. В 1965 году он получил Нобелевскую премию в области физики, но также внес существенный вклад в развитие биологии и был одним из первопроходцев параллельного и квантового вычисления. Его таланты были столь обширны, что другие выдающиеся ученые часто называли Фейнмана волшебником.

Но, как и Фарадей, Фейнман не пользовался зеркалами и дымом, чтобы оставить свои секреты в тайне. Он вел занятия для старшекурсников – крайне необычно для ученых его уровня – и был любимцем студентов благодаря своему бруклинскому акценту, чувству юмора и умению простым языком объяснять сложнейшие эксперименты и закономерности.

«Рекламные объявления выглядят отвратно»

Мы часто смотрим на коммуникации исключительно как на инструмент подачи информации, нечто второстепенное. Но нельзя отделять значение от формы подачи. Важная функция лидерства, о которой часто забывают – это создание культуры, в которой возможно эффективное общение.

Простой пример – случай, произошедший в Google в 2002. Однажды Ларри Пейдж вошел на кухню и повесил на стену распечатку нескольких страниц поисковых результатов, написав поверх них жирными буквами: «рекламные объявления выглядят отвратно». Во многих компаниях это означало бы позорное увольнение некомпетентного менеджера по продукту, но только не в Google.

Сотрудники увидели в этом призыв к действию, и уже через 72 часа специалисты по поисковым системам представили эффективное решение. Оказывается, именно они, а не рекламщики, были в состоянии разобраться с проблемой.

Но и поступок Пейджа был продиктован не стремлением унизить сотрудников – никого не уволили и не объявили выговор – а желанием вдохновить их на новые идеи.

Общение – двусторонний процесс, который должен эффективно управляться. Только тогда возможно быстрое и успешное решение проблем.

Забавно, что мы привыкли так недооценивать важность общения. Школы не учат детей общаться. Они учат математике (не очень успешно), нескольким наукам, истории и дают базовые инструкции относительно грамматических правил, но совершенно не объясняют, как научиться эффективно выражать свои идеи.

Когда мы вступаем во взрослую жизнь и начинаем работать, мы подхватываем жаргон и привычки выбранной нами профессии и послушно следуем правилам, созданным нашими предшественниками. Но мы крайне редко прикладываем серьезные усилия, чтобы воспользоваться языком, который позволил бы понять нас тем, кто не входит в этот профессиональный круг.

Сейчас модно говорить, что мы живем в век информации, но это не совсем верно. Мы живем в век общения, и настало время начать относиться к нему серьезно.

Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал Конец формы

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.