8 декабря 2016, четверг

Как мыслят победители

комментировать
В наше время перемен адаптация – единственная жизнеспособная стратегия

В своем бестселлере Mindset (Образ мыслей) психолог Кэрол Двек утверждает, что люди,  полагающие, будто их навыки - фиксированный набор сильных и слабых сторон, как правило, не добиваются многого. С другой стороны, те, кто считает свои навыки динамичными, способны непрерывно развивать способности и достигать больших высот.

То же верно и в бизнесе. Многие считают бизнес-модель стабильной основой своей ДНК, а потому, когда условия меняются, их компаниям не удается к ним приспособиться. Именно поэтому из 500 компаний, вошедших в первый топ-500 журнала Fortune, 87% уже прекратили существование. Со временем большинство компаний учатся все лучше производить товары, в которых люди все меньше нуждаются.

Разумеется, так бывает не всегда. Такие компании, как Procter & Gamble, General Electric и IBM продолжают быть успешными вот уже больше сотни лет.  Причиной этого является то, что они не считают свой бизнес застывшим, постоянно меняют себя – и сейчас являются совсем другими предприятиями, чем сто лет назад. В наше время перемен адаптация – единственная жизнеспособная стратегия.

Образ мыслей инноватора

Честер Карлсон был классическим изобретателем. Блестящий самоучка, он много лет работал над своим изобретением, продолжая при этом ходить на работу и посещая юридическую школу по вечерам. Когда его жене надоели взрывы из-за смешивания химических веществ на кухне, он перенес свою работу на второй этаж в доме тещи.

Мы боимся потерять имеющееся куда больше, чем стремимся приобрести что-то новое

После десятилетия работы он заключил контракт с корпорацией Haloid. Они построили отличный механизм, но он стоил в десять раз дороже, чем аналоги. Haloid не удалось заинтересовать своим продуктом крупные компании - Kodak, IBM и GE. Тогда президенту Haloid Джо Вилсону пришла в голову гениальная идея: если никто не хочет покупать их аппарат, почему бы не сдавать его в аренду? Так появилась корпорация Xerox.

Корпоративный образ мыслей

В 1961 году компания вышла на Нью-Йоркскую биржу и продолжила привлекать высококвалифицированных управленцев, которые продолжали развивать ее бизнес-модель. Количество напечатанных копий стало меркой успешности для Xerox.

Поэтому, когда японские конкуренты выпустили более компактные (и медленные) копировальные аппараты для малого бизнеса, компания не сочла их серьезной угрозой. Все равно эти клиенты были слишком мелкими и не генерировали достаточного количества копий, чтобы заинтересовать Xerox. Но уже очень скоро и крупные компании поняли выгоду обладанием копировальным аппаратом, не занимающим целую комнату.

К 1970-м копировальный бизнес Xerox переживал не лучшие времена, но у компании еще оставался туз в рукаве: ее отдел PARC разработал новый тип компьютера, Alto, у которого была мышка, графический интерфейс и сеть, способная соединять машины компании.

Но корпоративный образ мыслей победил: управляющие в Xerox не распознали потенциал Alto, интегрировав ее в более масштабную систему под названием Star, стоившую $16 000 за единицу и от $50 000 до $100 000 за полную установку.

Вскоре IBM выпустили ПК, Apple – Macintosh, и компьютерный бизнес Xerox, как и ее место в высшем эшелоне американской промышленности, ушел в историю.  

Почему мы не умеем адаптироваться

Легко посмотреть на эту историю и воскликнуть «Как можно было оказаться такими дураками?». Оглядываясь назад, мы считаем, что будущая востребованность портативных копиров была очевидной, а личные компьютеры станут необходимостью.

Но печальная истина состоит в том, что мы учились выживать, а не адаптироваться. Мы боимся потерять имеющееся куда больше, чем стремимся приобрести что-то новое. Чем лучше мы умеем что-либо делать, тем меньше нам хочется учиться чему-нибудь еще. Более того, нам нравится окружать себя людьми, которые думают так же – и это только укрепляет наши предубеждения.

Дело в том, что изменение образа мыслей требует усилий. Управленцев Xerox в бизнес-школах учили увеличивать доходность за счет оптимизации цепочки ценности, и все, кто их окружал, думали так же.

Легко жаловаться, что другие «не понимают». Мы любим говорить об инновациях и развивающихся рынках, но куда больше усилий требуется, чтобы развивать самих себя. Для этого нужно изменить свой образ мыслей – а большинство из нас попросту не в состоянии на это решиться.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Грега Сателла. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал

Больше мнений здесь

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.