31 мая 2016, вторник

Что мешает людям добиваться успеха

комментировать
Мы должны эволюционировать ради того, чтобы справиться со всеми трудностями, которые нас ждут

Когда в 2001 году ученые расшифровали человеческий геном, они обнаружили нечто поразительное. Несмотря на то, что в нашей ДНК содержится вся информация о нас – от того, как мы развиваемся в материнской утробе, до нашего цвета глаз и черт характера – все это умещается всего в 20 000 генов, менее одной пятой от того, что предполагали ученые прежде.

Еще более поразительным оказалось другое. Хотя наш геном кажется примером эффективности – ведь такое количество информации втиснуто в микроскопическое ядро – 98% нашей ДНК – мусор, не содержащий никаких важных данных. Как наша природа могла быть такой расточительной?

В книге «Эгоистичный ген» знаменитый биолог Ричард Докинз объясняет, что причиной замешательства является наше убеждение в том, что ДНК существует ради нас, а не наоборот. Мы, утверждает он, являемся простым транспортом для распространения генов. То же можно сказать и о бизнесе. Мы часто не осознаем, что говорит нам ДНК нашей компании.

Цель компании

Американский физик Честер Карлсон был классическим примером изобретателя. Гениальный самоучка, он годами работал над своим изобретением, при этом не бросая дневную работу, а по ночам учился в юридическом колледже. Десятилетие спустя он наконец объединил свои усилия с корпорацией Haloid, президент которой, Джо Вилсон, придумал план по сдаче изобретения Карсона в аренду.

Идея принесла им миллиарды, и компания, сменившая название на Xerox, превратилась в настоящую машину по производству денег. Компания, превратившаяся из стартапа в икону американской промышленности, привлекла отличных управленцев, продолжавших развивать ее бизнес-модель, повышая эффективность и увеличивая прибыль.

Вещи, кажущиеся бесполезными, со временем становятся жизненно важными

К сожалению, все мы знаем, как заканчивается эта история. Пока руководство Xerox доило свою денежную машину, мир продолжал развиваться. Хотя в 1970-х фирма еще получала рекордную выручку, в 1980-х оказалось, что она производит технику, которая уже никому не нужна (хотя производит крайне эффективно, этого не отнять).

Xerox стала жертвой явления, получившего название парадокс прибыли. Цель предприятия – это не прибыль, хотя именно прибыль помогает предприятию достичь своей цели. Хитрость в том, чтобы понять, что ДНК компании, как и ДНК биологического организма, хочет адаптироваться.

Вирусность

В 1970 году председатель правления Xerox Питер МакКалоу попытался внедрить в компанию новую ДНК. Его идея заключалась в том, чтобы заставить фирму перерасти статус производителя копировальных устройств, и научиться «контролировать структуру информации». Для этого он создал исследовательский центр в Пало-Альто (РARC) и укомплектовал его лучшими умами развивающейся отрасли компьютерной науки.

К сожалению, хотя МакКалоу считал, что перестроенная ДНК поможет предприятию адаптироваться, остальная организация сочла ее антигеном – чужеродным видом, угрожающим организму – и отторгла ее. Как инфекция, попавшая под удар мощной иммунной системы, все идеи, выходившие из РARC, подвергались атаке, как только поступали в «кровь» компании.

Но, как и в случае с эгоистичными генами Докинза, идеи внутри организации существуют ради самих себя. Хотя Xerox удалось по большей части изолировать себя от идей, возникших в PARC, инфекция все равно распространилась и создала совершенно новые организмы: Macintosh Apple, Microsoft’s Office Suite, 3Com, Pixar и многие другие.

Создание экосистем

Мы привыкли воспринимать себя, как однородный организм с ДНК внутри, но на самом деле это не так. По сути, наши тела содержат в десять раз больше бактериальных клеток, чем человеческих. Ученые слабо себе представляют, чем именно занимаются эти малыши, но они явно делают что-то крайне важное для того, чтобы наши тела продолжали нормально функционировать.

По-настоящему инновационные компании работают примерно так же. Вместо того, чтобы создавать чересчур активную иммунную систему, вычищающую все, что хоть немного отходит от генеральной линии компании, они способствуют созданию внутренних экосистем наподобие IBM Research или Google X, где ДНК может перестраиваться и готовиться к неизвестному будущему.

Другие активно участвуют в сообществах открытых исходных кодов, где идеями свободно делятся, модифицируют их и выпускают в мир. Некоторые, как Cisco, постоянно приобретают стартапы, чтобы постоянно вводить новую ДНК в свой корпоративный организм. Идеи повсюду, и существует бесконечное количество способов впустить их и позволить им смешаться с внутренними экосистемами.

Польза бесполезных вещей

Мы называем не принадлежащую к коду ДНК «мусором», так как она не вносит вклад в функционирование нашего организма. Некоторая ее часть исполняет регуляторную функцию, но остальная просто находится в нашем теле, выживая за счет работы соседей. Когда клетки процветают и растут, они делятся, распространяя необходимые гены наряду со случайным кодом.

Но ученые начинают подозревать, что наша «мусорная» ДНК выполняет эволюционную функцию. Весь этот сырой материал в наших хромосомах является, по сути, геномом в режиме ожидания, который готов помочь нам адаптироваться к изменениям окружающей среды. Да, пока он нам ничем не помогает, но всего пара случайных мутаций – и мусорная ДНК может превратиться в нечто крайне важное.

Правда в том, что вещи, кажущиеся бесполезными, со временем становятся жизненно важными. Контекст имеет значение. Инновации в PARC были действительно не нужны копировальной компании, но совершенно необходимы только начавшей развиваться компьютерной индустрии.

Думаю, именно это имел в виду Марк Цукерберг, когда написал: «Мы не создаем продукты, чтобы зарабатывать деньги. Мы зарабатываем деньги, чтобы создавать более качественные продукты».  С перспективы типичного инвестора это выглядит бредом, но с точки зрения корпоративного организма Facebook это стратегия, позволяющая компании эволюционировать, адаптироваться и преуспевать.

Руководство часто отбрасывает новые идеи под формулировкой «Это не в нашей ДНК», но это заблуждение относительно истинного смысла ДНК – развития и эволюции. Она хочет адаптироваться, поскольку стремится выжить. Если мы тоже хотим выжить, нам нужно прислушаться к тому, что она говорит.

«Следующее великое изобретение будет выглядеть, как игрушка», - пишет блогер Крис Диксон. Иными словами, его могут принять за мусор.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Грега Сателла. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.